Иран будут выбивать изнутри
Николай Севостьянов

Иран будут выбивать изнутри

Крушение президентского вертолета не похоже на случайность

История с крушением вертолета, на котором находился президент Ирана Ибрагим Раиси, легко может оказаться одной из рубежных точек нынешней ближневосточной истории. Причина — в самом Иране, который сегодня нужно воспринимать сразу в двух измерениях.

Первое — Иран как геополитический игрок. В этой плоскости Тегеран смог добиться потрясающих результатов, демонстрируя всё большую эффективность в противостоянии с Западом, который, по логике, если брать голые цифры, сравнивая такие показатели, как ВВП и ВПК, персам явно не по зубам. 

Иран вовремя, одним из первых, смог освоить механизм формирования многочисленных прокси, вкладываясь как в серьезные силы, такие как «Хезболла», так и в откровенных аутсайдеров, которыми еще 10 лет назад были хуситы. И он же понял, что оружием для этого противостояния должны быть не ультрасовременные истребители, создание которых — задача для целого поколения, а дешевое, массовое и простое в производстве оружие, наподобие «Шахедов» или копируемых у того же Израиля ПТРК. 

Вторая плоскость — Иран как исламская республика. Здесь всё гораздо сложнее. Иранское общество столь же монолитно, как и расколото. И пропаганда со стороны аффилированных с КСИР ресурсов, и западные рассказы о тотальном внутреннем сопротивлении одинаково далеки от реальности. 

Иранцы хотят бомбу как гарантию от внешнего вторжения, и для них важна роль их страны на международной арене. Но при этом нельзя отрицать усталость от санкций, бесконечного экономического кризиса, многочисленных перегибов (как правило, на низовом уровне) и невозможности говорить то, что хочешь. Генератор протестного импульса — те, кому меньше 40. В основном это та часть городского населения, которая не смогла или не захотела интегрироваться в религиозно-политические и военно-силовые структуры. Впрочем, и наверху достаточно тех, кто полагает, что мог бы воспользоваться тлеющим недовольством в своих интересах.

На выходе мы получаем страну с очень специфической внутренней структурой (тот же Раиси почти ничего не решает, но при этом это важная фигура в рамках будущего трансфера, неизбежного с учетом состояния реального руководителя страны Али Хаменеи), нерешаемыми экономическими проблемами и растущим социальным запросом на изменения, которые, опять же, в рамках нынешней системы чреваты её разбалансировкой и крахом. 

Эта же страна в её нынешнем формате агрессивного суверенитета крайне неудобна целому ряду государств: от Израиля и США до «заливных» монархий и Азербайджана, который постепенно воспринимает себя уже не как турецкого подрядчика, а как региональную державу.

Итог — очень простой. Иран будут «выбивать» изнутри. На смену точечным отстрелам иранских ядерщиков приходит охота на первых лиц. Тем более что Ибрагим Раиси как политик и человек всегда был активным сторонником развития отношений с Россией. «Герани», которые спасли фронт осенью 22-го, — в какой-то мере его заслуга. Поэтому версия с туманом, погубившим надежную и технически безупречную машину, выглядит так же «правдоподобно», как «автономный псих», стрелявший в Роберта Фицо.