Борис Рожин: Нас ждет «ремейк» Карибского кризиса
Николай Севостьянов

Борис Рожин: Нас ждет «ремейк» Карибского кризиса

Военный эксперт Борис Рожин о контролируемой эскалации, ситуации на фронте, перестановках в Минобороны РФ и подготовке Вашингтона к столкновению с Китаем

— США рассматривают снятие запрета на удары американским оружием по российской территории. Как это повлияет на интенсивность атак по Белгороду и Крыму? Как Вы оцениваете технические возможности противника?

— Запрет уже фактически снят, так как ту же Белгородскую область обстреливают американскими ракетами HARM. Это просто новая ступень эскалации на пути к «ремейку» Карибского кризиса.

Противник будет стремиться наращивать ударные возможности на территории Украины (которая используется как плацдарм для прокси-войны НАТО против России) и достаточно регулярно атаковать Крым и приграничные регионы РФ, в т.ч. крылатыми и тактическими ракетами.

Помимо этого, противник будет стремиться расширить возможности для атак с помощью дронов в контексте увеличения массированности, частоты и дальности проводимых атак. Все это уже сейчас требует комплексных мер по наращиванию возможностей ПВО и РЭБ в Крыму и прифронтовых регионах, дабы заблаговременно готовиться к увеличению активности противника в этом вопросе. Само собой, никуда не делся и вопрос усиления объектовой ПВО в глубине страны за счет создания более совершенных систем мониторинга полетной активности БПЛА, увеличения численности и возможностей наземных мобильных групп, а также привлечения для охраны стратегических объектов различных систем объектовой ПВО.

— Что означают перестановки в оперативном командовании ВСУ и назначение "мясных" генералов на Харьковское направление?

—Провал подготовки к отражению наступления ВС РФ на севере Харьковской области (к которому официально готовились еще с февраля 2024 года), естественно, вызвал волну поисков виновных, в результате чего нашли стрелочников из числа офицеров, отвечавших за оборону границы с Белгородской областью, при этом вопросы воровства на строительства укреплений всячески пытаются замыливать, так как ниточки уходят к окружению Зеленского, который лично вещал, что к северу от Харькова есть мощные укрепления.

Сейчас же это вранье и воровство, а также их последствия пытаются купировать массированным применением дешевого пушечного мяса и стягиванием на север Харьковской области больших резервов, которыми руководят лица, в особой заботе за ВСУшниками не замеченные, что вызывает прямые обвинения в «мясных подходах» со стороны некоторых представителей шайки Зеленского. И, что главное, решая эти проблемы и стягивая резервы, противник вынужденно ослабил ряд других направлений, что позволило ВС РФ добиваться неплохих тактических успехов на разных участках фронта.

— Киев и западные партнёры заявляют об очень сложной, а местами критической обстановке для ВСУ. Насколько данная оценка соответствует действительности?

— Общая ситуация для ВСУ действительно очень сложная, так как имеющихся сил и резервов не хватает для стабилизации всех участков линии фронта, которые «простукивает» Российская Армия в поисках уязвимостей, вроде той, которая была недавно найдена в районе Очеретино.

Поэтому противник так нервничает по поводу возможных ударов в Сумской области и на Донецком направлении (в контексте окружения Дзержинской группировки ВСУ), т.к. опасается, что сил для купирования гипотетических прорывов может не хватить.

Но при этом противник не отказался и от планирования активных действий, рассчитывая посредством западной помощи к августу-сентябрю стабилизировать фронт и даже нанести контрудар за счет вновь формируемых бригад резерва, которые должны оснастить страны НАТО.

При этом сохраняется опция ввода войск НАТО на Украину в случае обвала фронта на левобережье, о чем в НАТО заявляют уже вполне открыто. Но это уже ближе к сценариям прямой войны между Россией и НАТО.

— Как проблемы украинской армии на Донецком направлении влияют на положение Сырского как главкома?

— Новые поражения могут привести к тому, что потребуется козел отпущения за все поражения, начиная от сдачи Авдеевки и заканчивая проблемами в Харьковской области.

И в удобный момент этим козлом могут назначить Сырского, чтобы отвести удар от Зеленского и его окружения.

Объективно, Сырский достаточно часто терпел различные военные неудачи, поэтому из него легко можно слепить образ главного виновника. Ну а пропаганда в стране с отсутствующей свободой слова и мнений легко объяснит, что Сырский не оправдал доверия, как и ранее не оправдал доверия Залужный.

И такие пробросы в медиа уже идут, в т.ч. от работающей на Ермака Безуглой, которую используют для дискредитации генералитета, который гипотетически может представлять угрозу власти Зеленского. Судьба Сырского, вероятно, определится по итогам летней кампании.

— Стоит ли ожидать замены Зеленского на другую фигуру до президентских выборов в США?

На текущий момент таких намерений у США не прослеживается. Наоборот, своими шагами США дают понять, что некоторое время намерены продолжать играть в игру с признанием «легитимности Зеленского», что ясно обозначали на уровне Госдепа и администрации Белого дома, а также намерены обозначить это на конференции в Швейцарии, хотя бы для своих сателлитов. При этом США прекрасно понимают, что Зеленский не легитимен, но сейчас им признавать это невыгодно.

При необходимости этот вопрос может быть поднят в дальнейшем, если США захотят провести перестановки в колониальной администрации. А до этого вопрос «легитимности Зеленского» можно использовать в т.ч. как дополнительный механизм давления на Зеленского и его окружение, полностью зависящего от этой «легитимности».

— Запад активно разгоняет тему скорого наступления ВС РФ на Сумы. Каково Ваше отношение к перспективе подобной операции? Насколько она необходима?

— На текущий момент ВС РФ ведут локальные операции в приграничной зоне без проведения масштабного наступления с целью занятия северных районов Сумской области. Вариант занятия части этих районов с целью снижения интенсивности воздействия противника на приграничные территории РФ вполне укладывается в озвученную позицию Путина по санитарной зоне в северных районах Харьковской области, при этом не берется каких-то обязательств по освобождению Сум или Ахтырки.

Противник опасается, что такая операция может вытянуть у ВСУ оставшиеся резервы и облегчит для ВС РФ достижение успеха на других направлениях за счет растягивания фронта и раздергивания резервов ВСУ.

На мой взгляд, Сумская операция имеет смысл как вспомогательная и сковывающая в случае увязки ее с операциями на ключевых направлениях. Кроме того, ГШ ВС РФ может за счет сохранения этой угрозы оказывать давление на планирование противника, сохраняя неопределенность относительно замысла летней кампании 2024 г.

— Как скажется на боевых действиях смена министра обороны РФ и задержание ряда коррумпированных лиц из Минобороны?

В краткосрочной и среднесрочной перспективе никак не скажется – арестованные генералы и не занимались управлением войсками на момент ареста. Начальник ГШ Герасимов по-прежнему у руля войны.

Поэтому изменения, если и будут, то в долгосрочной перспективе, в связи с ожидаемыми улучшениями в вопросах снабжения и обеспечения армии необходимыми вооружениями, а также наращиванием объемов продукции ВПК и ускорением внедрения перспективных технологий, что уже заявлено как одна из политических целей нового министра и руководства страны. Реальный эффект может быть заметен осенью-зимой 2024 г.

В работе же МО РФ, очевидно, мы увидим больший крен на обеспечение взаимодействия с ВПК, в т.ч. и с народным ОПК. При этом не стоит списывать и старого министра, который сохраняет за собой контроль за ФСВТС, а часть его старой команды до сих пор остается в руководстве МО РФ.

— Повлияет ли гибель президента Ирана Ибрагима Раиси на партнёрские отношения между Москвой и Тегераном?

Принципиальных изменений ожидать не стоит, о чем Иран уже уведомил Москву. На выборах президента не будет случайных людей, и с очень большой вероятностью следующий президент будет продолжать с некоторыми методологическими изменениями существующий курс с сохранением ключевых позиций аятоллы Хаменеи, а также роли КСИР.

При этом похороны президента позволили Ирану показать сплочение народа вокруг текущей власти (оппозиция столь масштабные митинги в Иране давно уже не собирала), и это также будет использовано для повышения стабильности в стране. Да, есть вопрос преемника Хаменеи, но это, скорее, вопрос среднесрочной перспективы, при этом мнения о том, насколько велики были шансы Раиси в этой гонке за пост преемника, весьма сильно расходятся в силу общей закрытости иранской системы власти.

Но отношения с Россией это вряд ли затронет, так как Иран и Россия к активному сотрудничеству подталкивают объективные военно-политические и экономические факторы, делающие это сотрудничество взаимовыгодным в долгосрочной перспективе, несмотря на различные спорные и проблемные моменты в отношениях.

— Стоит ли относиться всерьёз к "мирной конференции" в Швейцарии? Каково отношение стран Глобального Юга (прежде всего Китая) к данному процессу, и насколько заинтересован Пекин в заморозке/завершении конфликта?

— «Мирная конференция» в Швейцарии к «миру» никакого отношения не имеет. Это – попытка США сплотить ряды своих сателлитов, поддержать «легитимность Зеленского» и в очередной раз попытаться навязать «странам Глобального Юга» свою повестку. Но в силу того, что Китай и большая группа стран будут там отсутствовать, «осетра решили урезать» и программу конференции заранее сократили до малозначимых вопросов, которые все равно не будут восприняты Россией, заранее отказавшейся участвовать в этом фарсе.

России удобнее китайская формула переговоров, которая любые переговоры начинает с текущей ЛБС и фактического признания оппонентами невозможности оспорить уже контролируемые Россией территории. Поэтому Россия публично комплиментарно комментирует китайский мирный план и одновременно заявляет о ничтожности конференции в Швейцарии, которую Россия более не считает «нейтральной страной». Китай, конечно же, не заинтересован подыгрывать Вашингтону, поэтому действует в удобном для России ключе в роли страны-миротворца. Эту роль США как раз и пытаются регулярно дезавуировать, обвиняя Пекин в поставках вооружений в Россию.

— Если представить ситуацию одновременной эскалации вокруг Ирана и Тайваня при продолжении боевых действий на Украине, какое направление станет для Запада приоритетным?

— В случае начала войны на Тайване основной фронт для США будет на Тихом океане, поэтому уже сейчас США проводят политику перекладывания основных расходов на войну на Украине на Европу и будут проводить ее дальше, чтобы снизить собственные издержки и иметь возможность сосредоточиться на борьбе с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе.

Не стоит забывать, что существенная часть американского истеблишмента главным врагом США считает не Россию, а Китай, так как, по мнению истеблишмента, Россия, даже разрушая американский миропорядок, не сможет стать мировым гегемоном, а вот Китай может, что, собственно, и прописано в документах стратегического планирования. Отсюда и предлагаемые варианты заморозки войны на Украине, в т.ч. в интересах предстоящей войны за Тайвань, которая будет спровоцирована для США в удобное для них время по украинскому сценарию.

Беседовал Николай Севостьянов