Грузины против самоубийства
Мария Рузанова

Грузины против самоубийства

«Грузинская мечта» нокаутировала вето Зурабишвили

Беспрецедентная критика грузинского закона об иноагентах со стороны ЕС и США — результат провала надежд Запада открыть в Грузии второй фронт российско-украинского конфликта. В этом уверен премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, о чем он рассказал грузинскому «Первому каналу».

«Мы не можем прийти к согласию по главным вопросам. Некоторые хотят замутить воду, мы не хотим, некоторые хотят тут «майдан», мы не хотим, некоторые хотят второй фронт, мы не хотим. Это главная причина разногласий», — заявил Кабахидзе в ходе интервью. Он отметил, что в дело снова включилась та сила, которую он назвал «глобальной партией войны».

Со слов премьер-министра Грузии, идею второго фронта теневые силы стараются воплотить, начиная с 2022 г. Он отметил, что это «нанесло бы серьезный ущерб позициям России», но разрушило бы Грузию так, что восстановление «могло бы стать совершенно нереальным».

В отличие от Украины, в грузинском руководстве суицидального стремления вести свой народ на войну до последнего грузина в интересах третьих стран — нет. Хотя «агенты» этих стран присутствуют в Грузии в огромном количестве. Запад их активно использует для раскачивания политической обстановки в Тбилиси, но в отличие от предыдущих лет пока безуспешно.

Месяц назад на многотысячном митинге в поддержку принятия закона председатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили заявил: «Все эти решения принимает глобальная партия войны, которая пользуется решающим влиянием и на НАТО, и на Евросоюз, и для которой и Грузия, и Украина ценятся как пушечное мясо. Сначала они в 2008 году столкнули Грузию с Россией, а в 2014 и 2022 годах поставили Украину в худшее положение».

На том же митинге мэр Тбилиси и по совместительству генеральный секретарь «Грузинской мечты» Каха Каладзе заявил, что большая часть иностранного финансирования для неправительственных организаций (НПО) используется для работы агентурных сетей в стране. По его словам, все НПО сразу же вывели людей на митинги против принятия закона об иноагентах. Он отметил, что эти демонстрации противоречат национальным интересам Грузии.

«Прошедшие несколько недель еще раз подтвердили, что более 90% денег, выделенных для НПО, служат укреплению агентуры в Грузии. Выяснилось, что большая часть тех денег, которые якобы должны были быть потрачены на сельское хозяйство, заботу о лицах с ограниченными возможностями… не были потрачены зря», — сказал мэр Каладзе.

В Грузии процветают около 10 тыс. НПО, львиная доля которых финансируется Западом. Среди них — соросовский «Фонд Открытое общество» (признан нежелательной организацией в РФ), «Международная прозрачность — Грузия», «Демократическая инициатива Грузии» и сотни других. Все они спонсируются грантами из США и Евросоюза и, по сути, продвигают их геополитические интересы.

Выявлению именно таких «агентов» намерен способствовать окончательно утвержденный закон «О прозрачности внешнего влияния», прозванный оппозиционерами «русским» исключительно по политическим мотивам.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили вместе с оппозицией до последнего боролась против закона об иноагентах. Она наложила свое вето и выступила с дистанционным обращением к участникам акции протеста, призвав их провести референдум.

«Та энергия, которая есть в вас, должна быть направлена на то, чтобы собрать подписи и принести ко мне, чтобы я подписала призыв к референдуму — хотим европейское будущее или русское рабство», — сказала глава Грузии.

28 мая 2024 г. парламент Грузии, в котором партия «Грузинская мечта» имеет большинство, преодолел вето госпожи Зурабишвили, и закон вскоре должен вступить в силу. Теперь главный вопрос, как отреагирует на это Запад после многочисленных угроз пересмотреть свое отношение к Грузии, если парламент не откажется от него, т.е. от закона об иноагентах, конечно.

«Закон об иностранном влиянии не соответствует ценностям ЕС. Если закон вступит в силу, это окажет влияние на путь Грузии в ЕС. Мы обсудим ответ ЕС и примем решение в июне на заседании Совета по иностранным делам», — написал 28 мая 2024 г. глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

На вопрос депутатов к парламентскому секретарю президента Зурабишвили Георгию Мсхиладзе, представившему в парламенте вето главы государства, почему закон о прозрачности иностранного влияния противоречит европейским нормам о прозрачности внешнего финансирования, тот не нашелся, что ответить, и заявил: «Почему? А потому!», чем вызвал хохот в зале.

И действительно, рационального ответа, если отбросить политические мотивы, не существует. Подобные законы существуют во многих странах мира, таких как США, Великобритания, Австралия, Франция, Израиль, Венгрия и пр. Но мы с вами «не понимаем», «это другое», конечно.

Основным способом давления на Тбилиси со стороны Брюсселя может быть только угроза отказать Грузии в членстве в ЕС, но это не сработает, полагают эксперты. Грузия и так знает, что членство в ближайшем будущем ей не светит, благо есть примеры.

«Вопрос вступления Грузии в ЕС не разрешится к 2030 году, как многие считают. Принятие закона не влияет на решение о членстве Грузии в Евросоюзе. Всё это сказки тех людей, кто считает, что Украина завтра станет членом ЕС, послезавтра Молдавия, а потом и Грузия. Мы с 2007 года слышим, что Грузия также станет членом НАТО, и этого так и не произошло», — уверен грузинский политолог Арчил Сихарулидзе.

Что касается напряжения в отношениях между Грузией и США, то политолог сомневается, что будут введены санкции против Грузии как государства. Возможно, могут быть приняты некоторые ограничения против отдельных политиков. Но, как считает эксперт, после парламентских выборов и они не будут иметь никакого значения. Он уверен, что правящая партия одержит победу на предстоящих выборах.


«Оппозиция не смогла склонить на свою сторону представителей среднего класса, которые и являются главными избирателями. Люди, которые выходят на улицу, в основном люди, не достигшие 18 лет. Электорат «Грузинской мечты» — граждане от 30 лет, которые влияют на политическую и экономическую жизнь страны. Их не убедить страшилками о том, что Тбилиси упадет, если будет принят один закон», — заключил грузинский политолог.

Похоже, в этом «раунде» Грузии удалось отстоять свою позицию. Чувство самосохранения и прагматизм взяли верх. Однако «раундов» будет еще много, и расслабляться пока рано.