Украине нужна своя «Подземная железная дорога»
Стало известно, что 32 украинских уклониста сумели 9 июня 2024 г. на грузовом автомобиле успешно прорваться через украино-венгерскую границу. Венгерские власти неоднократно заявляли о том, что не станут выдавать Киеву уклоняющихся от службы в Вооруженных силах Украины (ВСУ). Следовательно, можно поздравить с этим успехом участников побега, сумевшим обеспечить свою безопасность, и посочувствовать чинам Госпогранслужбы Украины (ГПСУ), отвечающим за охрану границы с Венгрией. Последним весьма вероятно сейчас начальство доходчиво объясняет, что граница непременно должна быть на замке, ни в коем случае нельзя позволять пересекать ее бесплатно.
Бизнес на желающих скрыться за границей от мобилизации и раньше был высокодоходным. Но недавно стоимость бегства военнообязанных резко выросла. 18 мая 2024 г. на Украине вступил в силу закон об усилении мобилизации.
Начальник департамента стратегических расследований Национальной полиции Украины Андрей Рубель заявил по этому поводу: «До 18 мая сумма в среднем была 4-5 тысяч долларов. Но сейчас, с принятием нововведений в закон, она может достигать и 20 тысяч долларов».
Таким образом, цена бегства выросла в 4-5 раз. Получается, что 32 беглеца стоимостью в $20 тыс. каждый могли бы принести $640 тыс. дохода.
Разумеется, цена бегства приблизительна, кто-то платит меньше, кто-то больше, это зависит от множества обстоятельств. Обеспечить бегство потенциального воина ВСУ с Украины можно, заплатив кому следует во властных структурах и обеспечив себя соответствующими документами. Но многие беглецы предпочитают платить специалистам по нелегальному переходу границы без всяких бумажек. К сожалению, Андрей Рубель не уточнил, какой из способов надежнее.
Надо отметить, что пользующихся услугами «официальных лиц» для бегства от призыва немало. Например, в конце 2023 г. Госбюро расследований (ГБР) Украины сообщило в соцсетях о разоблачении организации работников военкоматов Киева и ряда областей Украины, создавших удачную схему уклонения военнообязанных от мобилизации: «Сотрудники ГБР совместно с Службой безопасности Украины (СБУ) разоблачили и заблокировали масштабную схему уклонения от мобилизации. В нее были привлечены чиновники девяти военкоматов, преимущественно из Киева и области, руководитель военно-лечебной комиссии из Макаровского района Киевской области и сообщники из других областей Украины». Создал схему пенсионер — бывший начальник Киевского областного военного комиссариата, сохранивший нужные связи. Под его контролем подельники вносили данные в документы о снятии граждан с учета из-за непригодности к военной службе по состоянию здоровья. Около 100 человек, по данным ГБР, успели благополучно воспользоваться возможностью уехать за границу.
Современным украинцам можно посоветовать использовать опыт Соединенных Штатов Америки. В 19-м веке там была создана «Подземная железная дорога» — тайная организация, которая занималась организацией побегов африканских рабов из рабовладельческих штатов Юга в свободные от рабства северные штаты и в Канаду. Пробирались к свободе рабы самыми разными способами, железная дорога была просто условным названием. Около 100 тысяч человек таким образом от рабства спаслись.
В 20-м веке во время войны во Вьетнаме «Подземная железная дорога» была возрождена. Так стали называть пути побега в Канаду для американцев, подлежавших призыву в армию США и не желавших воевать.
Необходимость создания своей «Подземной железной дороги» на современной Украине совершенно очевидна. Нужно лишь национальную специфику учитывать. В Штатах беглым рабам помогали бескорыстные энтузиасты, на Украине это принято делать на коммерческой основе. Использование американского опыта поможет спастись за границей многим потенциальным рекрутам и обеспечит заработок жителям приграничных территорий Украины.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках