«Тефлоновый Марк» не слаще редьки
Мария Рузанова

«Тефлоновый Марк» не слаще редьки

Новая-старая фигура у руля НАТО

В западном учреждении снова «ночь живых мертвецов». Как в фильмах ужасов 80-х, мертвые уже чудища вновь возникают после финальных титров, так и средненькие европейские политики минувших лет снова и снова всплывают в новом качестве.

Так характеризует статья британского новостного сайта UnHerd «триумфальное» возвращение бывшего премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, утвержденного на днях на пост следующего генсека НАТО.

Рютте известен своей махровой русофобией, безоглядной преданностью «украинскому кейсу», а также способностью выходить сухим из любых политических передряг и скандалов, за что в народе получил прозвище «тефлоновый Марк».   

57-летний Рютте — самый «долгоиграющий» премьер-министр в истории Нидерландов. На этом посту он уже 14 лет. С 2010 по 2024 гг. Рютте сформировал целых четыре коалиционных правительства. Однако из них полный срок (2012-2017 гг.) продержалось только одно, второе по счёту. Первое (2010-2012 гг.) развалилось. Его партия и ее партнеры не смогли согласовать бюджет. Третье (2017-2021 гг.) распалось из-за скандала с детскими пособиями. Из-за ошибки в министерствах тысячи семей лишились выплат. Четвертое правительство Рютте в 2023 г. «ушло в никуда» в виду разногласий в сфере миграции.

Марк Рютте объявил об отставке еще в прошлом году, но до сих пор возглавляет Нидерланды в качестве и.о. премьера, т.к. его преемники по-прежнему не могут договориться о новом составе правительства.

В 2023 г. Reuters писало, что политическое долгожительство премьер-министра Нидерландов «свидетельствует о его политической стойкости и навыках выживания». Однако аналитики полагают, что «стойкость» эта основана на его привычке тянуть время, давать другим брать вину на себя и прежде, чем поддержать какое-либо политическое решение, ждать, пока оно уляжется в общественном сознании.

«Но если Рютте спасовал перед разногласиями внутри Нидерландов, неужели он справится с растущими противоречиями в НАТО? Альянс уже не так сплочен, как прежде: несколько членов пытаются идти своим путем. Турция, например, все больше заинтересована в роли посредника между Западом и Россией. Анкара одновременно расширяет свое влияние на Ближнем Востоке и подчас открыто симпатизирует исламистским группировкам вроде того же ХАМАС, боевики которого проходят там лечение», — задается вопросом автор статьи в UnHerd.

Статья отмечает, что есть некоторые признаки того, что Рютте был выбран не потому, что является лучшим кандидатом для сближения Североатлантического союза, а потому, что он умеет заключать сделки и делать исключения для членов альянса, которые отдаляются друг от друга.

Изначально кандидатуру Марка Рютте поддержали все, кроме Венгрии, Румынии и Словакии. Кандидату на пост генсека НАТО пришлось отправиться в «мятежные» столицы, чтобы договориться. И договорился же. Он пообещал, что в качестве главы НАТО разрешит Венгрии не участвовать в поддержке Киева, Словакию обеспечит противовоздушной обороной (предыдущий премьер этой страны, как известно, передал средства ПВО Словакии Украине), а Румынии пообещал в приоритетном порядке заняться вопросами безопасности в Восточной Европе.

«Таким образом, — приходит к выводу UnHerd, — назначение Рютте для НАТО — это не начало новой эры, а отчаянная попытка сохранить статус-кво на фоне сомнений в будущем. Некоторые члены хотят, чтобы альянс активнее участвовал в глобальных конфликтах, тогда как другие предпочли бы, чтобы он ограничился сугубо оборонительными функциями и не ввязывался в кампании вроде войны в Косово в 1999 году, интервенции в Ливию в 2011 году или нынешней поддержки Украины. Сможет ли Рютте преодолеть эти разногласия — посмотрим. Но на данный момент его назначение скорее раскрывает, что проблем у альянса по горло».

Что ждать России от «новой фигуры» в альянсе?

Во-первых, стоит вспомнить, что функция генсека НАТО не военная. Политические, военные и стратегические решения принимаются исключительно государствами-членами. Основная же задача генерального секретаря — координация и формирование консенсуса. И хотя генсек может оказывать определенное влияние на процесс принятия решений в альянсе, преувеличивать его значение не стоит.

Для нашей страны ничего существенно не изменится. Так же считает официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В беседе с радио Sputnik она заявила: «Не изменится ничего... с приходом нового человека в НАТО. Никакие доктринальные документы не изменятся. Вы можете спросить: «Ну, может быть, вот этот конкретный человек сможет их изменить?» Нет, не сможет. По одной простой причине: потому что фигура генсека НАТО, с точки зрения его политического влияния, номинальна».

Вот и получается, что, как ни крути, а нам следует двигаться избранным курсом, не надеясь на внезапное озарение, потепление или покаяние заклятых политических «партнеров» России, а также «новые» политические фигуры — новых там нет, только политические «зомби». А вот поспособствовать «разброду и шатаниям» внутри этого якобы оборонительного альянса мы, пожалуй, и могли бы.

В конце концов, не Россия начала эту игру «краплеными картами» — придвинула свои границы к НАТО, НАТО встало у наших границ. Ну, тогда ждите. Мы идем к вам!


Судья Эндрю Наполитано спросил политолога Гилберта Доктороу в эфире YouTube-канала Judging Freedom, каково значение поездки президента Путина в Северную Корею?

«Я думаю, он [Путин] изменил мир. Он многое сделал, чтобы спасти наши жизни. Потому что, независимо от того, как это преподносят основные СМИ, есть люди, и в Пентагоне, разумеется, тоже, которые понимают это так же, как и я — игра окончена», — заявил эксперт.

Доктороу добавил, что Владимир Путин сделал невозможным для неоконсерваторов, которые заправляют всем в Госдепартаменте и в администрации Байдена в целом, осуществить то, что они считали легким делом — загнать русских в угол. «Россия этим визитом подтвердила свое присутствие в Тихом океане и напомнила миру, что Западная Европа и НАТО имеют дело с целым Евразийским континентом. … А это превратило все, что американцы готовили всей администрацией Байдена (и до него), в то, чем оно и является — чем-то незначительным».

Похоже, «карета» намерений Запада превратилась в тыкву, а её «кучера» — в обыкновенных крыс. От замены одного «кучера» (Столтенберга) на другого (Рютте) — суть их не меняется. А из «тыквы» евразийские «хозяйки» (при необходимости) сумеют приготовить геополитические блюда на любой вкус.