Москва и Тегеран готовят соглашение о стратегическом партнерстве
Василий Иваненко

Москва и Тегеран готовят соглашение о стратегическом партнерстве

Что оно даст России?

Россия и Иран согласовывают финальные поправки в проект всеобъемлющего договора между двумя странами. Как сообщил замглавы МИД РФ Андрей Руденко, текст договора «находится в высокой степени готовности». Политолог Владимир Джаралла уверен, что партнерство с Ираном придаст новый импульс развитию России.

«Соглашение о всеобъемлющем сотрудничестве между Ираном и РФ, по нашим расчетам, будет подписано в ближайшем будущем, работа над его текстом уже приблизилась к завершению. Все необходимые формулировки найдены, нужно лишь завершить определенные процедуры, связанные с подписанием документа», — заявил Андрей Руденко.

«Успешно развивается наше взаимодействие в контртеррористической сфере — и по линии спецслужб, и по линии Совбезов двух стран. В Тегеране совсем недавно были представители Совбеза РФ, они как раз обсуждали наше взаимодействие в борьбе с терроризмом. Это одна из тех сфер, где наше сотрудничество с Ираном имеет очень хорошие перспективы», — сообщил Руденко.

Основополагающий документ, о разработке которого в январе 2022-го договорились президенты Владимир Путин и Эбрахим Раиси, переведет двусторонние связи на новую основу стратегического партнерства. На этом фоне укрепляется взаимодействие двух стран в различных сферах, а санкции Запада, наложенные на Москву и Тегеран, подталкивают их ко все более тесному сотрудничеству, в том числе в нефтегазовой сфере.

В 2023-м стороны заключили несколько соглашений о совместной разработке газовых и нефтяных месторождений, а также о строительстве инфраструктуры для экспорта углеводородов на мировые рынки. Правительственные эксперты даже составили единый перечень перспективных проектов для взаимных вложений стран. Наращивание сотрудничества Москвы и Тегерана, которое в 2022-м вышло на рекордный уровень двусторонней торговли, привело к ужесточению санкций ЕС против Ирана. Фигурантами десятого пакета санкций стали семь иранских компаний ВПК.

Сейчас российско-иранские отношения строятся на основе «Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества», подписанного в Москве в марте 2001 года. Но в 2021-м стороны пришли к выводу, что этот документ уже не отвечает ни новым геополитическим реалиям, ни более высокому уровню сотрудничества, требующему более фундаментальной законодательной базы.

Политолог Владимир Джаралла уверен, что договариваться с иранцами очень непросто, но потенциально выгодно.

«Если взглянуть на историю соглашения, то ему вполне подойдет термин «многострадальное». Оно создавалось долго и обсуждалось сторонами весьма непросто. Это объясняется персидской спецификой — Иран очень щепетильно относится к вопросам чести и достоинства и к тому, чтобы не «потерять лицо». Из всех соглашений, которые он заключает, исключаются пункты, которые Иран может рассматривать как двусмысленные. Все параграфы, похожие на односторонние уступки, вычеркиваются из соглашений сразу же. Работать с Ираном очень непросто, но интересно», — говорит Джаралла.

Главная причина, по которой сторонам нужно новое соглашение, — Москва и Тегеран находятся в схожем положении.

«Россия и Иран испытывают сильное экономическое и политическое давление Запада, а Россия и вовсе находится, по сути, в прямом военном противостоянии с ним. Поэтому сближение Москвы и Тегерана, начавшееся еще во время сирийской кампании, выходит на новый уровень, — продолжил политолог. — На днях Владимир Путин совершил успешную поездку в страны Азии, КНДР и Вьетнам. Его турне вызвало большой резонанс на Западе, по оценкам экспертов, оно стало однозначной «победой РФ». Западные дипломаты скрипят зубами от злости, ведь соглашение Москвы и Пхеньяна полностью меняет ситуацию в регионе, а также сильно затрудняет там дальнейшие авантюры для США».

В целом, считает Джаралла, возвращение РФ к активной дипломатической политике и ее смелые шаги придают ей вес на международной арене, заставляют других партнеров в этом регионе корректировать свою позицию.

«Соглашение с Ираном, находящееся в заключительной стадии, может изменить ситуацию на Ближнем Востоке. Судя по открытым данным, это сотрудничество уже дает   позитивные результаты. Речь не столько о ВТС, сколько об экономике и логистике. Россия и Иран создают новые транспортно-логистические коридоры — из Астрахани в Махачкалу через Каспийское море в Иран, а также параллельный сухопутный коридор, идущий по территории Азербайджана. В итоге у России возникнет выход в южные моря, что очень важно для расширения торгово-экономических связей с Индией, — отметил Джаралла. — В сфере сельского хозяйства стороны оказались дополняющими друг друга. Так, наши поставки пшеницы и других агропродуктов заместили Ирану поставки из ЕС, выпавшие после введения европейцами санкций», — указал аналитик.      

У России и Ирана общие взгляды на урегулирование в Сирии, и страны удачно дополняют друг друга в военно-техническом плане.

«Одна из важных сфер взаимодействия — опыт Ирана в создании беспилотных систем. Россия активно использовала его в 2022-м-2023-м на украинском ТВД. Многие разработки иранцев были внедрены и в нашей промышленности, которая все успешнее осваивает выпуск собственных БПЛА, — говорит Джаралла. — Соглашение о всеобъемлющем сотрудничестве станет серьезным прорывом в строительстве «параллельного экономического пространства», вне досягаемости Запада. Для нас это не самоцель, а необходимость. Нам нужна система финансовых расчетов, независимая от западных институтов, и система расчетов в нацвалютах. Все это шаги, которые меняют экономическую картину мира, и они вызваны желанием Запада обрушить экономики Ирана и России. К счастью, это до сих пор Западу не удалось. А вот заключение соглашения между Москвой и Тегераном подведет более надежный фундамент под взаимоотношения двух стран».