Ярлык тупого русофоба
Максим Кустов

Ярлык тупого русофоба

Зильбертруд напал на святого русского князя

Демонстрация публике своего первобытного невежества, как известно, любимое занятие русскоязычного либерала. Недавно очередные достижения своей умственной деятельности подарил людям Дима Быков (признан в РФ иноагентом), иная фамилия — Зильбертруд. В этот раз он решил в выложенном в соцсетях видеоматериале изобличить святого благоверного князя Александра Ярославича Невского. По этому поводу «знаток истории» изрек: «Многие ставят в заслугу Александру Невскому то, что он предпочел просить ясак на царство у Орды, отвернулся от Запада».

А что такое загадочный «ясак на царство», который, по мнению Зильбертруда/Быкова, Александр Невский у Орды просил?

Заглянем в Большую Российскую энциклопедию: «ЯСАК (от монг. «засаг» – власть), в России вид дани, затем подать, собиравшаяся с присоединённых народов Поволжья и Урала (с 15-16 вв. до сер. 18 в.), а также Сибири и Дальнего Востока (с 17 в. до 1917). Взимался ежегодно, первоначально в натуральной форме — пушниной (шкурками соболей, белок, лисиц, бобров, куниц и пр.), кожами (оленей, лосей), скотом».

Александр Невский просил в Орде вид дани на царство? Что за нелепость?

Видимо, Дима Зильбертруд/Быков что-то когда-то слышал о существовании ярлыка. Ярлык — это письменное повеление или льготная грамота монгольских ханов подвластным им светским и духовным (церковным) владыкам.

Ярлык на княжение — ханская грамота, которая давала русским князьям право властвовать в своих княжествах. Чтобы его получить, русский князь должен был приехать в столицу Золотой Орды — город Сарай — и получить одобрение хана Золотой Орды на занятие того или иного престола.

Первый ярлык на Руси получил владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году от хана Батыя. За ярлык на великое княжение Владимирское в течение длительного времени велась между московскими и тверскими князьями.

Можно предположить, что Дима Зильбертруд/Быков перепутал ясак с ярлыком. Оба слова на букву «я» начинаются… Вот и превратился ярлык на великое княжение в «ясак на царство».

Но ярлыкоясачный бред — это цветочки. Самого себя Зильбертруд/Быков превзошел, заявив: «Зависимость от Запада никогда не была рабской, кабальной, она всегда была, в общем, партнерской». На кого это рассчитано?

Народы, «наслаждавшиеся» «партнерской» зависимостью от Запада, могли бы много чего интересного рассказать Диме Зильбертруду/Быкову. Например, о караванах рабов и зараженных оспой одеялах, о скальпах и о том, сколько за них англосаксы платили, о племенах, поголовно истребленных, поскольку на пути западной цивилизации оказались… Не только могучие державы Запада этим занимались, но и мелочь европейская старалась, если появлялась возможность, не отставать от Англии или Франции.

Вот, например, описание того, как в конце XIX века в принадлежащем бельгийскому королю Леопольду Свободном государстве Конго зависимость от Запада была «не кабальной»: «Мужчин поголовно угоняли на «отработку налога натурой». Женщины и дети на сезон сбора объявлялись «ответственными поручителями», подлежащими, если муж и отец бежал с плантаций, смертной казни (формы и методы законом не определялись, зависели от фантазии налоговиков). Смерть полагалась и за порчу каучуковых деревьев, и за неподчинение властям (хотя тут могли и смягчиться, отрубив руку), за недостачу сухого каучука сборщиков всего лишь пороли кнутом из кожи бегемота, и все».

Корзины с отрубленными руками в Свободном государстве Конго служили своего рода отчетом о проделанной надсмотрщиками работе, наглядным доказательством того, что они о продуктивности работы на плантациях и доходах хозяина заботились.

Если бы сочинителей сказок о «партнерской» зависимости от Запада поставили сборщиками сухого каучука и пороли кнутом из кожи бегемота за недостачу, они бы наверняка поняли, что такое западный колониализм…