Зачем Ринат Ахметов устроил распродажу элитного транспорта
По данным украинских СМИ, некогда главный олигарх страны Ринат Ахметов распродает все свои роскошные частные самолеты и даже любимую 145-метровую яхту. Как считает политолог Александр Дудчак, вряд ли таким образом Ахметов решил собрать денег на нужды ВСУ или выплаты бюджетникам. Скорее, он готовится полностью перебраться в Европу.
Олигарх Ринат Ахметов, один из самых богатых людей Украины, выставил на продажу три своих частных самолета, среди которых выделяется Airbus A319 с бортовым номером P4-RLA, отражающим инициалы Ахметова. Этот борт в 2011-м был зарегистрирован на острове Аруба, а интерьер самолета включает конференц-зал, зону отдыха и шикарную спальню. От источников в авиационной сфере масс-медиа узнали, что и второй борт Ахметова Falcon 7Х, зарегистрированный на Британских Виргинских островах, также выставлен на продажу.
В пресс-службе Ахметова по запросу СМИ подтвердили, что и третий самолет Ахметова – еще один Falcon 7Х с бортовым номером P4-SCM – также выставлен на продажу. По данным «Украинской правды», стоимость самолетов Falcon составляла около 100 млн долларов, а Airbus A319 мог обойтись в 80 млн долларов. Также приближенные олигарха допустили, что на продажу может быть выставлена 145-метровая яхта «Luminance» стоимостью более 500 миллионов долларов США. Ее начали строить еще в 2018, а достроили только в нынешнем году. В пресс-службе Ахметова сообщили, что «пока не получили достойных предложений от покупателей».
По мнению экспертов, эти шаги — важный сигнал об изменениях в бизнес-стратегии и личной судьбе бизнесмена. По данным «Forbes Украина», только в течение 2022-го богатейший человек Украины утратил почти две трети своего состояния — оно уменьшилось с 13,7 млрд до 4,9 млрд долларов из-за потери металлургических, энергетических и других активов. При этом Ахметов все равно остается богатейшим украинцем.
Как считает политолог Александр Дудчак, сейчас олигарх наверняка намерен переместить все свои активы в Европу, поскольку судьба Украины остается неясной.
«Эта новость — явно из разряда «Богатые тоже плачут». Несмотря на потерю огромных активов, он остается последним олигархом от Украины, который все еще входит в мировой список «Форбс» с состоянием более миллиарда долларов. Ахметов с начала СВО пережил настоящий крах своей империи — потеря заводов «Азовсталь» и имени Ильича в Мариуполе, разрушение десятков энергетических объектов, входивших в его компанию ДТЭК и т. д. В 2023-м он практически бесплатно отдал государству свои медийные активы, в Киеве у него был целый медиахолдинг. В какой-то момент владение ими потеряло для Ахметова смысл. Ведь с началом СВО всякая политическая борьба в стране прекратилась, а информационное влияние на украинцев было для него главным», — пояснил Дудчак.
По его мнению, небольшую часть вырученной от продажи лайнеров и яхт суммы Ахметов вполне может пустить на нужды ВСУ, что будет по максимуму отработано его пиарщиками.
«В целом, Ахметов сейчас явно меняет свою стратегию на будущее, диверсифицирует активы и свой бизнес в целом. Возможно, он готовится к крупным инвестициям в других странах и в более перспективные отрасли, нежели металлургия. Избавившись от медиа-активов на Украине, он уже успел скупить несколько газет и телеканалов в Польше. Нужно отдать Ахметову должное — это умный, хитрый и крайне предприимчивый человек, не отличающийся принципиальностью. Ранее ему не раз приходилось «выходить сухим из воды» в крайне сложных политических ситуациях, и сейчас он пытается делать то же самое», — отметил Дудчак.
Напомним, после начала СВО Ахметов потерял едва ли не больше всех остальных украинских олигархов. Это ПАО «Краснодонуголь», объединявший 5 угледобывающих предприятий и две углеобогатительные фабрики с персоналом в 15 тысяч человек. Также это «Свердловантрацит» — объединение из 5 шахт и трех углеобогатительных фабрик. Плюс 12 предприятий энергетики и материально-технического снабжения, которые олигарх в 2011-м взял у государства «поуправлять на 49 лет». Ахметов потерял контроль над крупным угольным предприятием «Ровенькиантрацит». Из его рук уплыл Енакиевский металлургический завод, выпускавший 6 млн тонн чугуна, стали и металлопроката в год. Также олигарх потерял Металлургический завод в Макеевке и Харцызский трубный завод, самый крупный в СНГ производитель труб для нефте- и газомагистралей.
Дудчак отметил — сегодня Ахметов окончательно утратил статус самого влиятельного олигарха Украины, который в период своего расцвета мог ставить и менять президентов вроде Януковича.
«Времена, когда украинские олигархи полагали себя «наместниками Бога на земле» и «акулами бизнеса», остались в прошлом. В момент, когда на Украину пришли транснациональные корпорации-«мегалодоны», все эти Пинчуки и Ахметовы поняли, что на их фоне они выглядят какими-то креветками. Стремительное обеднение украинских олигархов — следствие не только СВО и потери территорий, но и активных действий западных корпораций. Для них местные олигархи — это «деньги мимо кассы». С точки зрения Запада, они сделали свое дело, укрупнили национальный капитал, теперь просто нужно «отжать» у них эти структуры и использовать их дальше. Всех бывших олигархов можно просто разорить и выкинуть из страны, нужды в них у Запада нет никакой», — считает Дудчак.
Он напомнил — Зеленский в 2023-м с подачи западных партнеров даже официально объявил «борьбу с олигархами», что выглядело дико.
«Самого Зеленского привел к власти олигарх Коломойский, да и сама «антиолигархическая» кампания выглядела как «пчелы против меда». Капитал в странах со слабой властью имеет естественное свойство укрупняться. Ранее на Украине правили национальные олигархи, а теперь там правят бал западные транснациональные корпорации — со всеми вытекающими для страны последствиями», — заключил Александр Дудчак.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках