Перехват «Нептунов» — крайне непростая задача
Василий Таран

Перехват «Нептунов» — крайне непростая задача

Паромная переправа в Крыму нуждается в дополнительной защите ПВО

22 августа ВСУ атаковали железнодорожный паром с 30 цистернами топлива в порту «Кавказ» в Краснодарском крае. В результате ракетной атаки судно затонуло, 17 членов экипажа парома были спасены. Военный аналитик Алексей Анпилогов рассказал, почему российская ПВО пропускает такие удары и как избежать их в дальнейшем.

По данным СМИ, речь идет о судне «Конро Трейдер», на борту которого находились 30 цистерн с топливом. В результате атаки ракетой «Нептун» паром затонул в акватории порта. Напомним, порт «Кавказ» расположен на косе Чушка в Краснодарском крае, он является важным транспортным узлом региона. По состоянию на вечер 22 августа были спасены 17 членов экипажа парома, спасатели искали еще двух человек.

По мнению аналитиков, этот удар — прямое следствие того, что Русская Армия «взяла аскезу» на поражение «нервной системы» врага. Они отмечают, что все без исключения ракетные удары ВСУ по топливной инфраструктуре юга РФ наносятся с одной целью — обрезать «вены войны» и лишить группировку Русской Армии на юге топливного снабжения. Ракетный удар ОТРК «Нептун» по парому с 1800 кубами — попытка максимально обездвижить военную и инженерную технику ВС России, а также добиться топливного коллапса во время уборочной страды и, в идеале, вызвать острое недовольство среди населения Крыма. 

Как считает директор аналитического центра «Основание» Алексей Анпилогов, ракета «Нептун» — сложная цель, требующая дорогих средств противодействия.

«Начнем с того, что «Нептун» — достаточно специфическая, практически совершенная противокорабельная ракета. Ее особенность в том, что она очень точно копирует рельеф преодолеваемой местности, когда летит над сушей. При полете над морем «Нептун» максимально прижимается к поверхности, и высота его полета составляет менее 30 метров. По сравнению с классическими крылатыми ракетами, вроде Storm Shadow/SCALP, которые применяются ВСУ для ударов по Крыму, «Нептун» представляет собой гораздо более сложную аэродинамическую цель», — говорит эксперт.    

Такая ракета до последнего «прячется» за радиогоризонтом, и только в момент удара она делает «горку» над целью, после чего включает головку самонаведения, оптическую или инфракрасную, указал он.

«Нептун», в отличие от крылатых ракет, летит не просто по координатам, а осуществляет активный поиск цели на финальном этапе полета. Важно и то, что порт «Кавказ» находится намного ближе к месту запуска украинских ракет, он расположен севернее, чем сам Крымский мост. Как следствие, подлет «Нептуна» и его «смертельная горка» могли быть слишком быстрыми по времени для осуществления ее перехвата нашими системами ПВО. Все-таки они стоят ближе к Крымскому мосту, как основному объекту прикрытия. А порт «Кавказ» все же считается второстепенной целью по сравнению с мостом, через который идет основной поток гражданской и военной логистики. Вот эти три момента и могли сыграть роковую роль в том, что конкретный паром оказался неприкрыт нашими силами ПВО, — говорит аналитик. — Стоит помнить, что ни одна, даже самая совершенная система ПВО, не дает 100-процентной защиты от всех атакующих целей. Поэтому единичные цели сквозь нее все-таки проникают и наносят ущерб нашей инфраструктуре».

Для того, чтобы надежно прикрыть этот участок, нашим военным нужно еще больше усилить систему ПВО в районе порта «Кавказ», паромной переправы и порта «Крым» на другой ее стороне.

«Порт «Крым», кстати, тоже расположен севернее Крымского моста, и через него также идут важные грузы на полуостров. Судя по графику нанесения ракетных ударов, ВСУ и их западные наставники подлавливают момент погрузки-выгрузки паромов, когда их поражение наиболее вероятно, — указал он. — Конечно, противокорабельные ракеты можно обнаруживать при помощи разных авиационных средств, самолетов ДРЛО. Но эти борта у нас — «штучный» товар, они используются для прикрытия наиболее важных направлений и участков фронта. Для борьбы с «Нептунами» можно использовать и морскую авиацию — истребители и вертолеты для перехвата ракет на ранних этапах, еще до их подхода к целям. Но здесь все равно придется использовать самолеты ДРЛО или размещать мощные радары на самых угрожаемых направлениях. А это довольно дорого и не слишком эффективно, учитывая малую частоту ударов ракетами «Нептун» со стороны ВСУ».