Эксперты считают, что торг с Россией далеко не закончен
Центр торговли газом с участием турецкой Botas и «Газпрома» будет запущен в 2025-м в Стамбуле, заявил глава Минэнерго Турции Алпарслан Байрактар. Как считает экономист Станислав Ткаченко, этот проект будет выгоден России лишь в случае, если для нашего газа найдется место на рынке Южной Европы.
По словам турецкого министра, в 2025-м в Стамбуле будет создан Центр торговли газом. Для этого будет создана мощная инфраструктура по управлению торговой платформой в Стамбульском финансовом центре. «Стамбульский газовый индекс станет основой для формирования мировых цен на газ, а Россия будет использовать его при продаже своего газа», – добавил Байрактар. Он сообщил, что президент РФ Владимир Путин пообещал турецкому коллеге Реджепу Эрдогану, что даст соответствующие указания «Газпрому». В феврале 2024-го Путин уже называл Турцию «самым надежным партнером в сфере газовой энергетики».
Байрактар сообщил, что не ожидает проблем с поставками газа из Турции в Европу этой зимой, несмотря на окончание действия транзитного соглашения через Украину в начале января. По его словам, даже при росте цен на газ в Европе Анкара сможет обеспечить его поставки «без перебоев». Ранее президент Эрдоган заявлял, что Турция «продолжает работу» по созданию газового хаба, через который российский газ будет поставляться в Европу. При этом, как отмечали эксперты, интерес России к газовому хабу в Турции в 2023-м ослаб, и Москва на тот момент отложила этот проект из-за снижения спроса на газ в Европе.
Как считает экономист, руководитель программы «Дипломатия» в СПбГУ Станислав Ткаченко, заявления турков могут быть очередным шагом в процессе переговоров с «Газпромом».
«Проблема в том, что никто пока не видел заявлений по этому поводу от российской стороны, есть пока только турецкие. Это можно воспринимать как «чисто турецкое предложение», а не согласованную позицию. Идея газового хаба возникла 2,5 года назад на фоне введения западных санкций против РФ, а также подрыва газопроводов «Северный поток». В октябре 2022-го строительство газового хаба в Турции анонсировал Владимир Путин. Он отмечал, что хаб поможет восстановить утраченный объем транзита по «Северным потокам», — напомнил Ткаченко. — Но Москва и Анкара имели принципиально разные взгляды на этот хаб. Россия рассчитывала, что в ПХГ в Турции наш газ будет смешиваться с азербайджанским, египетским и т. д., после чего станет продаваться в ЕС как некая «интернациональная субстанция». Турки же видели ситуацию совершенно иначе, ведь в их ПХГ нет места для дополнительного газа в Европу».
Поэтому Турция в 2023-м предложила России другой вариант: они покупают у нас дополнительные объемы газа, строят на своем Средиземноморском побережье новый завод по сжижению СПГ и затем продают его на мировом рынке.
«Турки планировали покупать у нас газ «на входе» по очень низким ценам. Мол, «он все равно у вас избыточный, девать вам его некуда, поэтому давайте нам его за бесценок, а мы станем мировым газовым СПГ-хабом уровня Катара». Россию этот вариант устроить не мог: нам неинтересно продавать свое «голубое топливо» за бесценок, и еще более неинтересно создавать из Турции конкурента собственным СПГ-проектам, таким как «Сабетта» или «Арктик СПГ-1» на Ямале или СПГ-заводу в Выборге. Поэтому в последние полтора года переговоры топтались на месте. Новые заявления из Анкары говорят о том, что позиции сторон могли измениться», — указал эксперт.
Туркам и лично Эрдогану очень важно, чтобы к ним приехал Владимир Путин — например, для запуска первой очереди АЭС «Аккую», которую возводит «Росатом», тогда они заодно могли бы активизировать переговоры по газовому хабу.
«Чтобы делать выводы о ситуации, нужно увидеть заявление от «Газпрома» по этому поводу. Пока же слова министра Байрактара выглядят как простая констатация намерений Анкары. «Газпром» сейчас нашел для себя «новую стабильность». Да, объемы поставок на внешний рынок стали ощутимо меньше, чем до 2023-го, но они все равно довольно высокие. При этом растут объемы поставок СПГ как в Европу, так и в страны Юго-Восточной Азии, потихоньку вводятся новые объекты и т. д. В целом, переговорные позиции у «Газпрома» сейчас более сильные, чем осенью 2022-го. Так что российская сторона способна выторговать для себя куда более выгодные условия поставок, чем тогда», — указал Ткаченко.
Главный вопрос при создании хаба в Турции — «Есть ли сейчас для нашего трубопроводного газа место на рынке Южной Европы?», говорит он.
«Ведь там находятся, мягко говоря, не самые богатые государства — это страны Балканского полуострова, Греция, Сербия и т. д. Расположенная чуть дальше Италия вполне обеспечена действующими газовыми контрактами, лишний газ из РФ ей не нужен. Если на рынке Южной Европы найдется место для нашего газа, то «Газпрому» есть смысл торговаться с турками. Потому что наш главный конкурент в регионе, Азербайджан, весь свой экспортный объем в 27 млрд кубометров газа в год уже заранее продал странам ЕС на десятилетие вперед», — заключил экономист.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках