Как донбасские шахтеры били королевских мушкетеров
В последнее время из зоны СВО все чаще приходят сообщения об участии в боях на стороне ВСУ итальянских наемников. Недавно, например, нашими бойцами были «обнулены» «италобандеровцы» Анджело Фавара и Массимилиано Галлетти.
Это неудивительно, ведь Италия — родина фашизма. Так что не следует удивляться тому, что там нашлись желающие с оружием в руках помочь фашистам современным. Во время прошлого похода «объединенной Европы» на Восток участие итальянцев было куда более масштабным. 10 июля 1941 г. три дивизии итальянского экспедиционного корпуса начали свое движение: 225 эшелонов через всю Европу везли на Восток 62 тыс. итальянцев — 2900 офицеров и 59 тыс. рядовых. Дуче Бенито Муссолини торопился поучаствовать в заведомо победоносной, как ему казалось, войне против СССР.
Уже 14 октября 1941 г. итальянцам довелось пережить первый разгром. Жертвой его стала кавалерийская дивизия «Цезарь», особенно досталось ее полку королевских мушкетеров.
Не повезло «Цезарю» с противником, сразился он с 383-й стрелковой дивизией, сформированной из шахтеров Донбасса. Дивизия была, по представлениям 41-го года, хорошо вооружена. Командный состав было решено комплектовать исключительно из числа кадровых командиров РККА. Комдив — Герой Советского Союза полковник Константин Провалов (звание Героя получил за бои у озера Хасан), слушатель Военной академии им. М.В. Фрунзе, был опытным командиром. Он вспоминал впоследствии:
«Дивизия была сформирована за 35 дней. Среди красноармейцев коммунисты и комсомольцы составляли 10%. Нас хорошо одели, снабдили продовольствием. На всех были шинели и сапоги. Но самое главное — хорошо вооружили. В стрелковые полки выдали по 54 станковых пулемета. Всего в дивизии их было 162. Зенитный дивизион получил двенадцать 37-мм зенитных автоматических пушек. Артиллерия была в заводской смазке и упаковке».
В бою 14 октября 1941 г. на оборонительным рубеже «Гришино — Солнцево — Трудовой» «шахтерская» 383-я стрелковая дивизия в полной мере реализовала свои возможности, добившись успеха в очень тяжелое для Красной Армии время: «Противник, очевидно, хотел подействовать на психику наших красноармейцев и командиров и поэтому после небольшой разведки лавиной пошел в атаку, даже не учитывая невыгодный для него рельеф местности. Бой на фронте 6-8 километров завязался чрезвычайно жестокий. Грохот орудий, разрывы снарядов и гранат, пулеметная и ружейная стрельба, крик людей, ржание лошадей, пламя огня и сплошной дым — всё это образовало бушующую бурю… Бой продолжался около семи-восьми часов и закончился полным разгромом итальянских мушкетеров».
Но это было только началом итальянских злоключений в СССР. Гораздо более масштабный разгром довелось пережить итальянцам в декабре 1942 года. Незадолго до его начала Муссолини, выступая в Риме, заявил: «8–я итальянская армия, находясь на берегу Дона, высоко несет славные фашистские знамена и готова броситься в любой момент вперед для окончательного разгрома ненавистных красных войск». Но «ненавистные красные войска» сами перешли в наступление.
Фельдмаршал Манштейн так описывал его результаты: «То, что произошло с итальянской армией, в деталях известно не было. По-видимому, там только одна легкая и одна-две пехотные дивизии оказали сколько-нибудь серьезное сопротивление. Никто не знал, оказывают ли еще где-либо сопротивление итальянцы… Обстановка на участке группы Голлидта все больше обострялась… Танковые силы противника, имевшие полную свободу действий в полосе, где Советы смели со своего пути итальянскую армию, угрожали ее ничем не прикрытому флангу и тылу».
Анджело Фавара и Массимилиано Галлетти и их пока не «обнуленные» сподвижники, надо полагать, не задумывались о судьбе своих предшественников…
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках