Очередное Wunderwaffe для Зеленского
После удара российской гиперзвуковой ракетой «Орешник» по заводу «Южмаш» в Днепропетровске нелегитимный президент Украины Зеленский обратился к странам НАТО с просьбой передать киевскому режиму новые системы ПВО. Его призыв прозвучал как крик отчаяния.
Не так давно пока еще действующий президент США Байден разрешил Киеву наносить удары западным высокоточным оружием по международно признанным территориям РФ. Позже Вашингтон одобрил поставки Украине 500 зенитных ракет для комплексов MIM-104 Patriot РАС-3 и NASAMS. Кроме того, Белый дом втайне запросил у американского конгресса $8 млрд для финансирования киевского режима.
В ответ на американо-украинскую эскалацию Россия нанесла комбинированный ракетный удар. Ключевую роль в нем сыграл новейший российский баллистический гиперзвуковой комплекс «Орешник». Важное его достоинство состоит в том, что ни одна из натовских систем ПВО-ПРО не в состоянии перехватить российскую ракету.
Несмотря на это, Зеленский панически запросил у США мобильную систему ПРО THAAD.
Пентагон уже давно преподносит этот комплекс как обладающий уникальными характеристиками. Так что же представляет из себя очередное Wunderwaffe из США?
Название THAAD является аббревиатурой и означает «Theater High Altitude Area Defense» или «Система противоракетной обороны на больших высотах». Комплекс был разработан в 1992-1999 гг. компанией Lockheed Martin Missiles and Fire Control. На вооружении американской армии находится с мая 2008 г.
Согласно официальной информации компании-разработчика на сегодняшний день THAAD — это единственная система ПРО США, которую можно считать универсальной. Перехват может производиться как над атмосферой Земли в ближнем космосе, так и в верхних слоях атмосферы и, как сказано на сайте компании, «на самой низкой высоте». Система THAAD способна перехватывать и уничтожать баллистические ракеты меньшей (до 1000 км) и средней (до 5500 км) дальности на участке траектории, когда происходит их возвращение из ближнего космоса в атмосферу. В последнее время на Западе получил распространение еще один класс баллистических ракет — баллистические ракеты театра военных действий или ракеты промежуточной дальности. Он включает в себя ракеты с дальностью полета от 1000 км до 3500 км. По заявлениям разработчиков, комплекс THAAD способен бороться и с такого рода целями.
Важной особенностью комплекса является отсутствие в ракете традиционной осколочно-фугасной боевой части. Перехват осуществляется по принципу «Hit-to-Kill» или «Пуля в пулю». Его еще называют кинетический перехват, когда боеголовка противоракеты (Kinetic Kill Vehicle) точно поражает цель и уничтожает ее не путем подрыва, а за счет кинетической энергии, которая накопилась в перехватчике во время полета. Мощный удар попросту разрушает цель, превращая ее в мелкие кусочки.
Все данные, касающиеся боевых характеристик комплекса THAAD, засекречены. Согласно открытым американским источникам, максимальная дальность, на которой комплекс способен перехватить баллистическую цель, составляет 200 км. Максимальная высота перехвата — 150 км, минимальная — около 40-50 км. Важно отметить, что именно по нижней границе в 40-50 км чаще всего совершают свой полет гиперзвуковые ракеты. Данных о возможном перехвате целей в тропосфере или ниже 12 км над поверхностью Земли в американских СМИ нет.
По оценкам специалистов, комплекс может перехватывать баллистические ракеты летящие со скоростью 3,5-4,8 км/сек или 12600-17280 км/час, что составляет от 10,3 до 14 Махов. Вероятнее всего, это относится к целям, находящимся в ближнем космосе, где из-за отсутствия сопротивления воздуха скорости могут быть максимальными. Комплекс способен сопровождать только одну цель и наводит на нее 1-2 противоракеты.
Комплекс THAAD сопрягается с комплексом ПРО Aegis Ashore и ЗРК MIM-104 Patriot PAC-3 MSE (Missile Segment Enhancement), боевыми кораблями оснащенными БИУС (Боевая информационно-управляющая система) Aegis и с истребителями F-35. Происходит это с помощью Интегрированной системы боевого управления противовоздушной и противоракетной обороны (IBCS — Army’s Integrated Air and Missile Defense Battle Command System) армии США.
Стоимость батареи THAAD достигает $1,25 млрд. Стоимость одной ракеты в ценах 2017 финансового года составляла $12,6 млн.
На начало декабря 2023 г. Lockheed Martin поставила Агентству по противоракетной обороне (MDA) 800-ю ракету-перехватчик THAAD. В апреле 2023 г. MDA заключило с Lockheed Martin новый контракт на сумму $180,3 млн. на производство дополнительного числа ракет-перехватчиков и одноразовых устройств (подробности не раскрываются). Контракт ознаменовал собой 15-ю партию ракет-перехватчиков THAAD, заказанных правительством США, и стал продолжением предыдущего контракта.
Известно, что на территории США развернуто 7 батарей комплекса THAAD. Учитывая, что при проведении летных испытаний за последние годы системой THAAD было перехвачено 16 баллистических целей из 16, что означает 100%-ный успех, Пентагон принял решение закупить 8-ю батарею комплекса. Она будет развернута в 2025 г.
По просьбе союзников США батареи THAAD периодически временно передислоцируют в другие страны мира. В 2017 г. комплекс размещался в Южной Корее. В 2019 г. батарея THAAD была развернута в Израиле. В конце октября 2024 г. уходящий со своего поста президент США Байден поручил министру обороны Остину вновь развернуть батарею THAAD в Израиле. В 2019 г. в Румынии во время модернизации комплекса ПРО Aegis Ashore батарея THAAD выполняла его функции.
В 2016 г. комплекс THAAD приобрели Объединенные Арабские Эмираты, а в 2017 г. — Саудовская Аравия. 17 января 2022 г. система THAAD в ОАЭ в реальных боевых условиях перехватила баллистическую ракету, запущенную хуситами.
Что касается Тайваня, то Тайбэй заявил, что он не видит необходимости в развертывании комплекса THAAD, так как Китай угрожает острову ракетами меньшей дальности, в то время как комплекс предназначен, в первую очередь, для перехвата ракет средней и большой дальности.
В состав батареи THAAD входят пусковые установки с противоракетами, один радар типа AN/TPY-2, мобильный командный пункт, машины связи и обеспечения. Стандартный состав батареи предусматривает 6 пусковых установок (ПУ) с 48-ю противоракетами. На одной ПУ в транспортно-пусковых контейнерах находится 8 готовых к запуску противоракет. При необходимости число пусковых установок может быть доведено до 12-ти.
В комплексе ПРО THAAD используется одноступенчатая твердотопливная ракета. Фактически она состоит из 2-х частей — стартового ускорителя (Booster) и непосредственно перехватчика (Kinetic Kill Vehicle), которые в полете не разделяются. В ускорителе используется двигатель компании Pratt & Whitney. Он способен разогнать перехватчик до максимальной скорости 2800 м/с или 10000 км/ч, что составляет 8,2 Маха.
Ракета-перехватчик в сборе весит 900 кг и имеет длину 6,17 м. Диаметр стартового ускорителя составляет 34 см, перехватчика — 37 см. Перехватчик имеет длину 1,945 м. Ракета находится в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), из которого происходит ее наклонный старт.
В системе наведения перехватчика используется гиростабилизированная многоспектральная инфракрасная головка самонаведения (ИК-ГСН). Помимо ИК-ГСН перехватчик оснащен командно-инерциальной системой управления, которая работает после запуска и на среднем участке траектории полета. Имеется также бортовой компьютер с вычислителем, источник электропитания, а также двигательная установка маневрирования и ориентации.
Ракеты THAAD производятся на заводе Lockheed Martin около г. Трой, штат Алабама, США. В состав комплекса входит 2 мобильных тактических операционных центра (ТОС), выполняющих функции командного пункта (КП).
КП может быть удалён от радара AN/TPY-2 на дальность до 14 км. Он обеспечивает обработку получаемой информации о космической и воздушной обстановке, осуществляет обмен данными с другими КП, выдает целеуказания на комплексы ПРО типа Aegis, MIM-104 Patriot PAC-3 и MEADS (MEADS — система средней дальности противовоздушной обороны, предназначенная для замены устаревшего комплекса MIM-104 Patriot). Кроме того, командный пункт обеспечивает совместную работу с ЗРК MIM-104 Patriot PAC-3. Из-за того, что антенна радара AN/TPY-2 создает диаграмму направленности в форме плоского рупора, комплекс THAAD имеет очень большую «мертвую воронку». Зона его видимости по углам резко ограничена. В этих условиях живучесть комплекса THAAD от поражения другими «невидимыми» для него ракетами обеспечивается ЗРК MIM-104 Patriot PAC-3, с которым он должен работать в связке.
Ключевую роль в комплексе THAAD играет радар AN/TPY-2 (Army-Navy Transportable Radar Surveillance или Мобильный радар армии и флота для наблюдения за воздушным пространством). Это радар X-диапазона с высоким разрешением, разработанный специально для ПРО. В свое время он создавался совместно с системой ПРО THAAD. В 2004 г. армия США получила первый серийный AN/TPY-2. В настоящее время Пентагон использует в общей сложности 12 таких радаров. 13-й радар находится в стадии изготовления.
Компания Raytheon выпускает AN/TPY-2 как часть семейства радаров X-диапазона (XBR). К ним относятся радар Национальной противоракетной обороны (NMD) и радар AN/FPS-129 HAVE STARE. Частота диапазона X и узкая ширина радиолокационного луча улучшают разрешение по дальности между более мелкими объектами, такими как боеголовки, помехи и ложные цели.
Учитывая высокие тактико-технические характеристики, он используется для первичного целеуказания радару AN /MPQ-53 системы MIM-104 Patriot PAC-3 MSE. Как утверждает компания Raytheon, радар AN/TPY-2 и радар SPY-6 (система ПРО Aegis) создавались с учетом обнаружения и сопровождения гиперзвуковых целей на больших расстояниях.
Согласно информации компании Raytheon, радар AN/TPY-2 предназначен для обнаружения, классификации, отслеживания и перехвата баллистических ракет малой и средней дальности. Он имеет два режима работы — один для обнаружения баллистических ракет после их взлета, а другой — для наведения противоракеты на цель на участке спуска.
В режиме наведения радар доказал свою эффективность против баллистических ракет малой, промежуточной и средней дальности. В этом режиме антенна радара после включения поворачивается вверх для отслеживания приближающихся ракет под более высоким углом.
В режиме перехвата AN/TPY-2 также продемонстрировал свою способность перехватывать баллистические ракеты малой, промежуточной и средней дальности. Как только радар обнаруживает ракету противника, он захватывает ее и берет на сопровождение. Используя мощный узкий луч и сложные компьютерные алгоритмы, радар способен выделить реальную цель на фоне не представляющих угрозы ложных целей и обломков. Затем он наводит противоракету на ракету противника, чтобы перехватчик с помощью кинетической боеголовки ударом поразил ее.
Конструктивно AN/TPY-2 относится к радарам с цифровой антенной решеткой. Он работает в диапазоне 8,55-10 ГГц. Радар AN/TPY-2 включает в себя 4 больших полуприцепа перевозимых с помощью тяжелых седельных тягачей. В одном из полуприцепов расположена аппаратура охлаждения, в другом установлена электронная аппаратура, в третьем полуприцепе размещена дизельная электростанция. Длина каждого из полуприцепов составляет примерно 12 м, а вес — 27–28 тонн. В 4-м полуприцепе находится цифровая антенная решетка (ЦАР). Различие между ЦАР и активной фазированной антенной решётки (АФАР) заключается в методах обработки информации. В ЦАР сигналы от излучающих элементов подвергаются аналого-цифровому преобразованию с последующей поэлементной обработкой по определённым алгоритмам, за что ЦАР еще называют «умной антенной». Полуприцеп с ЦАР имеет длину 12,8 м, высоту 2,6 м, вес — 34 т В состав радара входит небольшой грузовой автомобиль со специальной кабиной и буксируемым агрегатом питания. В кабине оборудовано рабочее место оператора с пультами для управления, обслуживания и связи.
Общая площадь излучаемой поверхности цифровой антенной решетки составляет 9,2 кв.м. Всего ЦАР содержит 72 модуля передатчика/приемника. В общей сложности они составляют 25 344 антенных элемента.
Для передачи данных и связи используются оптоволоконные кабели. РЛС и ее компоненты потребляют в ходе боевых действий суммарную мощность 2,1 МВт.
Радиолокационный комплекс наблюдения AN/TPY-2, как еще называют радар, имеет дальность действия (наибольшее расстояние между станцией и целью, на котором обнаружение цели производится с заданными вероятностями) 4700 км. Инструментальная дальность (максимальная дальность, на которой могут отображаться принятые радиолокатором эхо-сигналы) — 1000 км.
Углы сканирования по углу места — от 10° до 60° (в пределах угла места 0-80°). По азимуту сканируемое пространство не превышает 90°. Управление лучом электромеханическое. Цифровая антенная решетка расположена с боковой стороны прицепа и по азимуту неподвижна. Для изменения азимутального угла требуется развернуть полуприцеп в нужном направлении с помощью тягача, что делает радар неповоротливым и весьма уязвимым.
25 сентября 2024 г. Агентство по противоракетной обороне США (MDA) и компания Raytheon заявили, что завершили первый проект по улучшению дальности обнаружения и чувствительности радаров AN/TPY-2 за счет внедрения полупроводниковых компонентов на основе нитрида галлия.
Радиолокационный комплекс наблюдения AN/TPY-2 транспортируется по воздуху. Для этого требуется до 5-ти транспортных самолетов С-17 «Геркулес».
Радары AN/TPY-2 развернуты в различных странах мира. Так, по словам официальных лиц США, в 2012 г. радар AN/TPY-2 был развернут на турецкой авиабазе Кюречик. Один из радаров находится в Японии для сбора стратегической информации о северокорейских ракетных разработках, а также для предупреждения о приближающихся боеголовках. Еще один радар AN/TPY-2 базируется на Аляске и входит в состав Национальной ПРО США.
Кроме того, Вашингтон предоставил радар AN/TPY-2 Израилю в дополнение к его двухуровневой системе ПРО, основанной на базе комплексов Arrow-3 и MIM-104 Patriot PAC-3. Этот радар также дополняет стационарный радар AN/FPS-129 HAVE STARE X-Band («Большая тарелка»), расположенный на авиабазе Ванденберг (США, округ Санта-Барбара, штат Калифорния). С этой авиабазы чаще всего производятся испытательные пуски МБР Minuteman III.
Если проанализировать размещение радаров типа AN/TPY-2 за пределами США, то становится понятно, что они решают задачи СПРН и призваны контролировать запуски баллистических ракет с российской территории.
Компания Raytheon собирает радары AN/TPY-2 в г. Андовер (штат Массачусетс, США) на своем предприятии, состоящем из нескольких комплексов.
Несмотря на то, что с момента принятия на вооружение системы THAAD прошло 16 лет, она все еще остается востребованной Пентагоном. Чтобы противостоять гиперзвуковому оружию, которое появилось в России, Китае, Северной Корее и Иране компания Lockheed Martin по договоренности с Агентством по противоракетной обороне США (MDA) начала разработку версии THAAD увеличенной дальности (THAAD-ER). Уже проведены огневые испытания модернизированного ускорителя ракеты, диаметр которого увеличен с 37 см до 53 см. Такого же диаметра планируется сделать и кинетический перехватчик. В компании полагают, что это позволит разместить дополнительное топливо и тем самым повысить дальность и скорость противоракеты. Предполагается, что ускоритель после выгорания топлива будет отделяться от перехватчика. Это, в свою очередь, увеличит скорость и маневренность последнего.
В связи с увеличением диаметра ракеты решено, что на существующей пусковой установке вместо 8-ми ракет будет располагаться только 5.
Вероятно, возрастет чувствительность инфракрасной головки самонаведения, которая сможет захватывать раскаленную и покрытую плазмой гиперзвуковую боеголовку на большой дальности. Изменения, скорее всего, коснутся и радара AN/TPY-2. Возможно, его оснастят специальными инфракрасными сенсорами, которые смогут на максимальной дальности обнаруживать и сопровождать раскаленную гиперзвуковую цель. Потребуются также средства космической связи, которые позволят в режиме онлайн получать информацию от американских спутников, оснащенных тепловизионными приборами и относящихся к космическому эшелону СПРН.
А пока все эти доработки только в планах разработчиков, вряд ли комплекс THAAD окажется способным противостоять российскому «Орешнику».
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках