Юрий Поляков: Украденная мечта России
Артем Ольхин

Юрий Поляков: Украденная мечта России

Почему наша страна не может избавиться от «травматиков»

На Мировоззренческом форуме движения «Русская Мечта», проходившем недавно в Общественной палате РФ, выступил советский и русский писатель, эксперт Изборского клуба Юрий Поляков (автор книг «Сто дней до приказа», «Козлёнок в молоке» и многих других). В разное время входил в руководящий состав таких изданий, как журнал «Юность» и «Литературная газета».

В своих интервью, высказываниях и репликах Юрий Поляков всегда «неудобен», потому что прямо говорит о существующих проблемах. За это либеральные СМИ и сетевые платформы клеймят его, например, «Википедия», с ужасом пишет: «Он одобряет политические изменения в эпоху президентства Путина по возвращению суверенитета страны, выступает сторонником идеи «Русского Мира» и поддерживает военную защиту русских на Украине. Призывает к очищению госструктур от «бюджетных патриотов»… Юрий Поляков обвиняет уехавших из России деятелей культуры в русофобии и предательстве».

Конечно же, для человека, настроенного патриотично, лучшей рекомендации не придумать. Именно поэтому хочется привести обширную цитату из выступления писателя в Общественной палате России. И нам, простым гражданам, приятно, и, может быть, сказанное им прочтёт кто-то нужный, влияющий на решения в стране.

«Дорогие друзья! Знаете, когда я входил в литературу, больше полувека назад, наверное, слово «мечта» было одним из самых распространённых в тогдашней поэзии. По частоте употребления, как сейчас модно говорить.


Так вот, оно входило, наверное, в первую десятку самых употребляемых в поэзии слов. И надо сказать, что тема труда тоже была ведущей в литературе, а литература питает и кино, и театр. Естественно, она передавала эту тему.

Надо сказать, что почти все дебюты литературные, прозаические, были связаны именно с тем трудовым опытом, которым обладал автор. Как он работал, где, какой он опыт получил. И надо сказать, что это были очень интересные вещи. Один, скажем, штурманом летал. Его первая повесть была об этом: как его учили летать, какие были наставники и так далее. И я вам хочу сказать, что это были не благостные совершенно вещи.

Вот вспомните знаменитую «Территорию» Олега Куваева, которую мы все читали. Она же была о труде. Как это написано, там подняты многие проблемы, была острая социальная проза. Потом её экранизировали. К чему я это вспомнил? А к тому, что потом, где-то уже в конце 1980-х годов, началась культурная политика, которая стала вычищать вот это всё. Слово «мечта» стало исчезать из стихов. Трудовая тема тоже стала исчезать, она не поощрялась, надеялись, что она не будет нужна. И в общем мы в этой ситуации существовали фактически более чем 30 лет.


И для того, чтобы действительно была мощь нашей культуры, мощный механизм влияния на умы, на души сограждан, нужно кардинально менять ситуацию. Но она кардинальным образом не меняется. Потому что тут нужна очень серьёзная политическая воля. Поскольку в течение более чем трёх десятилетий культурное, культурологическое и духовное пространство было отдано либеральному Западу, который всегда скептически относился к историческому проекту «Россия».

Я их называю травматиками. Сейчас объясню почему. Есть такое понятие — литература травм. Человек пишет о том, что обижают в классе, дома обижают, в больницах обижают. Он пишет об этой своей трагедии. Это очень модно. Но у нас с конца 1980-х и практически до сегодняшнего дня стали продвигать вполне определённую травму. Это травма рождения в Советском Союзе, позже в России. Вынужденное сосуществование с этим, так сказать, «неудачным народом». Муки от того, что приходится всё сносить, видеть эти лица, эти дома, читать про эту историю и так далее.

Таким образом, появилась огромная армия травматиков от культуры. Они есть в науке, в политике. У нас четыре бывших вице-премьера, курировавших оборону, уехали «туда». Как вы думаете, они не травматики? И вот таким травматикам была тогда отдана вся культурная сфера. Потому что тогда был компрадорский курс, и в понимании тогдашних кремлёвских насельников это было нормальным.

Сейчас ситуация вроде бы поменялась, но я уверяю вас, ни в литературе, ни в кино, ни в театре, ни в средствах массовой информации ничего практически не изменилось. Вот как травматики всем заправляли, так и заправляют. Поэтому, когда спрашиваешь, а где новая пьеса «Фронт», ответ понятен — откуда же она возьмётся. И без серьёзной политической воли здесь сделать ничего нельзя. Больше рассуждать не буду о том, насколько мощна пятая колонна травматиков.

Один пример в заключение. Все видели из Болдино концерт по телевидению к юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Читали Пушкина, пели, танцевали. Почему-то не исполнили ни одного романса на его стихи.

Булат Окуджава, конечно, хороший бард, но всё-таки Глинка как-то покруче. Понимаете? И с Пушкиным. Я вот всё сидел и ждал, когда же прочтут стихотворение, которое Александр Сергеевич написал буквально для нашего сегодняшнего дня. Я имею в виду знаменитое «Клеветникам России»:

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.


Вот же Пушкин для наших дней! И что вы думаете? Это стихотворение не было прочитано. Вот вам и ответ на то, какими духовными силами нам возрождать русскую мечту».