Эрдоган ставит там свои военные базы
Накануне новый лидер Сирии аш-Шараа предложил президенту Реджепу Эрдогану разместить в стране турецкие военные базы вместо российских. Как считает политолог Семен Багдасаров, турки пришли в Сирию всерьез и надолго.
По данным западных СМИ, в ходе предстоящих переговоров в Анкаре провозглашенный «президентом» Сирии Ахмед аш-Шараа обсудит сирийско-турецкий оборонный пакт. Он будет включать создание авиабаз ВС Турции в центральной части Сирии. Также турецкие инструкторы будут готовить солдат для новой сирийской армии. Как сообщила ранее турецкая газета Türkiye, Турция хочет построить на территории Сирии две военные базы в центральном регионе Бадия, разместив там боевую авиацию — истребители F-16 в количестве до 50 единиц.
Всё это подается как «защита суверенитета» Сирии, поскольку своей авиации у Дамаска сейчас нет. Турки предлагают «присмотреть за порядком», пока Дамаск не создаст собственные ВВС. Они готовы обучать сирийских летчиков, а заодно и с подготовкой армии помогут. Кроме того, в «Соглашении о совместной обороне» будет указано, что Анкара окажет помощь Сирии «в случае, если Дамаск столкнется с внезапной угрозой». По данным турецкой прессы, у Эрдогана очень большие планы на Сирию, где турецкая армия должна постепенно заменить российскую. А с появлением турецких военных баз в стране могут закрыться Хмеймим и Тартус.
В конце января в Дамаске прошли переговоры между делегацией МИД РФ и новой сирийской властью. В обмен на сохранение военных баз РФ в Тартусе и Латакии аш-Шараа потребовал выдать им экс-президента Башара Асада, который сбежал в Москву после госпереворота. Россия не рассматривает такой вариант, и теперь судьба российских военных баз в Сирии туманна. Инвестсоглашение РФ и Сирии по Тартусу уже разорвано.
Как считает эксперт по проблемам стран Ближнего Востока Семен Багдасаров, России нужно выстраивать отношения с Турцией примерно так же, как это делал Советский Союз.
«Несмотря на то, что Турция уже являлась страной НАТО, СССР строил там крупнейший металлургический комбинат. Но в то же время он имел сильные военные позиции в Закавказье и Причерноморье. У нас был прекрасно вооруженный Северо-Кавказский военный округ, Одесский военный округ, Крымский корпус из трех дивизий со штабом в Симферополе. Эти силы отрабатывали главную задачу — проведение противодесантной операции на случай высадки морского или воздушного десанта турецкой армией», — напомнил Багдасаров.
СССР поддерживал связи с разными силами внутри самой Турции, например, с Рабочей партией Курдистана, которую Анкара считает террористической организацией.
«Нам ни в коем случае не нужно сворачивать взаимовыгодные торгово-экономические отношения с турками. Этого не делает даже Израиль, имеющий с Анкарой противоположные позиции по операции в Секторе Газа. Так, 60% нефтепродуктов для Армии обороны Израиля поступают через турецкий порт Джейхан из Азербайджана и Казахстана. При этом ЦАХАЛ не забывает отрабатывать военные операции по возможному противодействию Турции. Таким же образом должна действовать и Россия — строить АЭС «Аккую» в Турции, качать через ее ПХГ газ в Южную Европу, но при этом «держать ухо востро», — указал Багдасаров.
По его мнению, России вряд ли удастся сохранить за собой базы Тартус и Хмеймим при турецком контроле над Сирией.
«Как сообщают турецкие СМИ, Эрдоган планирует разместить свои базы в центральных районах Сирии для того, чтобы попытаться блокировать северо-восток страны и максимально сковать действия иракских и сирийских курдов. Базы Хмеймим и Тартус расположены на Средиземном море, где у Турции уже есть военные базы. Турки вряд ли станут долго терпеть наше военное присутствие в САР, оно им не нужно, — говорит Багдасаров. — Силы, захватившие власть в Сирии, могут говорить всё, что угодно, торговаться с нами, ставить всё новые условия и т. д. Но они в любом случае — антироссийские силы, с которыми опасно играть в политические игры. Сохранять там наши военные базы — значит быть постоянным объектом воздействия и шантажа со стороны Дамаска. И Эрдоган с удовольствием будет их к этому подстрекать».
Он уверен: Москве в принципе необходимо менять политику «мы не вмешиваемся в дела других государств», которая привела к потере партнерства с Сирией.
«Сейчас Трамп разгоняет USAID, которое занималось «мягким влиянием США» по всему миру, в том числе на постсоветском пространстве. Легко представить, какая сейчас борьба развернется за влияние на Южном Кавказе и в Средней Азии, если американцы будут оттуда уходить со своими деньгами и возможностями. Там образуется некий вакуум, и возникнет вопрос — кто его заполнит? Вероятно, та же Турция — такой наш «ситуационный союзник», с которым, как говорится, «и врагов не надо». России пора научиться расширять зону своих интересов, заполняя вакуум влияния там, где он возникает. Увы, пока мы имеем пример «Зангезурского коридора» в Армении. Логистические потоки там могут быть намного мощнее, чем в Панамском канале — по нему может пройти торговый путь из Турции и Ирана в Прикаспийский регион. Там же расположены месторождения молибдена, вольфрама, меди и т. д. Но Россия не спешит установить там свой контроль. Видимо, история с Сирией нас ничему не научила», — заключил Багдасаров.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках