Сопротивление Трампу усиливается
Борис Джерелиевский

Сопротивление Трампу усиливается

Новый президент США не смог стать лидером всех американцев

Дуалистическая политическая система США предполагала то, что политические разногласия, максимально обостряясь во время избирательной кампании и даря электорату феерические эмоции и иллюзию народовластия, затем несколько притупляются. И это давало возможность обеспечивать в нужные моменты фактор национального единения и возможность конструктивной работы для достижения конкретного результата. Это, конечно, идеальная модель, которую не удавалось достичь полностью, однако ранее победитель выборов стремился стать лидером всех американцев.

Ничего подобного мы не наблюдаем сейчас. Справедливости ради можно сказать, что эту игру начал не Трамп. В свою первую каденцию он столкнулся с саботажем и с тем, что, несмотря на победу на выборах, его оппоненты отчётливо дали понять, что они не хотят и не принимают Трампа в качестве своего лидера. Ну а после прихода к власти Байдена травля сторонников предыдущего президента только усилилась, и фактически избирательная кампания продолжалась весь его срок, что, разумеется, крайне негативно сказалось на всех остальных направлениях деятельности американского руководства.

После своего реванша Трамп тоже не стал закрывать томагавк, не попытался объединить американцев, напротив, он ещё более усилил конфронтацию. Спору нет, кадровые чистки являются для него вынужденной мерой, позволяющей избежать паралича ряда направлений работы, как в его первый срок. Однако лидер нации превратил их в шумное и искрометное шоу, так что у многих возникло ощущение, что он и вернулся в президентское кресло исключительно для сведения счетов и расправы над своими недоброжелателями.

Между тем социологические опросы сообщают о том, что большинство американцев одобряют работу президента в первый месяц его возвращения в Белый дом — речь идёт о 53 процентах опрошенных. Причем некоторые политические инициативы Трампа получили больше поддержки, чем он сам: так, 54 процента респондентов поддержали его действия на Ближнем Востоке, 59 процентов американцев одобряют его программу по депортации нелегальных иммигрантов, а 64 процента согласны с отправкой американских войск на границу с Мексикой. Подобная поддержка действий новой администрации, в том числе и в «люстрационных» репрессиях, воодушевляет команду Трампа, и, похоже, она вообще не берет в расчет, что 47 процентов американцев не поддерживают ее действий.

И вовсе не обязательно эта «неподдержка» будет пассивной. Так, начало активного противостояния с политикой Трампа провозгласил лидер меньшинства в Палате представителей Хаким Джеффрис: «Мы будем бороться с этим законодательно, мы будем бороться с этим в судах, мы будем бороться с этим на улицах».

Ранее Newsweek сообщал, что американские чиновники, не попавшие (ещё) под каток репрессий, но, тем не менее, негативно настроенные по отношению к новой администрации, намерены саботировать и игнорировать распоряжения Белого дома.

Как пишет издание, общую атмосферу в ведомствах сотрудники описывают как «деморализующую и хаотичную»: моральный дух упал после того, как Трамп начал пытаться положить конец удалённой работе. Примечательно и то, что намечается консолидация подпольных действий «антитрампистов».

Госслужащие объединились в одной из соцсетей, где продвигают новый символ – звезду и степлер с девизом «Приди и возьми», который обыгрывает кампанию против контроля над оружием. Отметим, что эта кампания – традиционное направление действий республиканского электората и прямо указывает, что в числе «антитрампистов» есть не только сторонники демократов.

Необходимо учесть, что всё, против чего начал борьбу Трамп, внедрялось в сознание американцев и в практику их жизни десятилетиями и имеет множество сторонников. Причем даже и не скажешь сразу, кого больше — традиционалистов или их оппонентов.

К тому же не все консерваторы являются сторонниками новой власти — некоторые ей не верят, полагая команду Трампа лгунами, лицемерами и манипуляторами. Другие предполагают у нее стремление установить в стране открытую фашистскую диктатуру, покончив с остатками свобод, пусть и под благовидными предлогами.

Эти подозрения усилили инициативы по изменению законодательства, которое позволило бы Трампу остаться на третий срок. Иными словами, силы потенциального сопротивления Трампу обширны и весьма значительны.

Переход Цукерберга на сторону победителя обеспечивает «трампистам» доминирование в информационном поле. Причем есть основания полагать, что Трамп поведет наступление и против «фейк-ньюс», как он именует СМИ, ориентированные на Демократическую партию. То есть его оппоненты могут остаться без рупора, и их вытеснение из информационного поля лишит их канала для реализации своего неудовольствия, подталкивая к несистемным способам протеста или даже сопротивления. Собственно, уличные протесты против Трампа уже охватили США – демократы, леваки, ультра-либералы, либертарианцы требуют остановить «Проект 2025». В нескольких городах США проходят массовые протесты, организованные при поддержке Демпартии. Тысячи активистов выражают недовольство против президента и его «Проекта 2025». Демонстранты с лозунгами, такими как «Остановите переворот» и «Депортируйте Маска», собрались у здания Капитолия штата Миннесота, требуя изменений в политике Трампа. Можно не сомневаться, что эти протесты будут только усиливаться.

Между тем Трамп с первых минут вступления в должность взял очень быстрый темп принятия решений, формируя чрезвычайно высокий уровень ожиданий. Множество громких заявлений и невероятных планов, ломающих все стереотипы и представления, создали ощущение невероятной динамичности. Но эффект этот кратковременен. Мощное начало с ликвидацией USAID теперь пробуксовывает – глобалисты начинают блокировать решения администрации судами и процессуальными «диверсиями». На внешнеполитическом поле также никаких прорывов нет и не предвидится. То есть последуют разочарования, и количество «антитрампистов» станет расти. Мексиканский кейс, который так воодушевил американцев, может запросто втянуть США в прямую войну с наркокартелями, которая может привести к тому, что вспыхнут все южные штаты, где присутствует большая мексиканская диаспора и сильны позиции «наркос», что вызовет настоящую национальную катастрофу.

Но даже если этой опасности удастся избежать, Трамп будет сталкиваться с растущим сопротивлением и саботажем. Пытаться же найти язык с оппозиционно настроенными американцами, видимо, уже поздно. Этот шаг будет ими воспринят как проявление слабости новой администрации или даже ее капитуляция.