
США готовятся по Ирану удар «невиданной силы»
7 марта 2025 г. президент США Дональд Трамп заявил, что направил верховному лидеру Исламской Республики Хаменеи послание, касающееся ядерной программы Ирана. Трамп предупредил руководство Исламской Республики, что есть только два возможных варианта.
Первый — «заключить сделку» с Вашингтоном, второй — столкнуться с США «в военном отношении». В последнем случае Трамп пообещал Ирану «невиданные ранее» бомбардировки, если тот не пойдёт на уступки. Трамп также дал иранскому руководству два месяца на размышление. В свою очередь, британское издание Daily Express сообщило, что Иран «исчезнет к сентябрю», если не согласится на ядерную сделку с США. Еще одно британское издание, Daily Mail, предупредило, что США и Израиль могут нанести удар по Ирану уже через несколько недель.
7 апреля 2025 г. во время визита премьер-министра Израиля Нетаньяху в Вашингтон Трамп сообщил: «Мы ведём прямые переговоры с Ираном, и они начались. Они продолжатся в субботу. У нас очень важная встреча, и мы посмотрим, что может произойти».
Переговоры пройдут в Омане и будут осуществляться через посредников. В своей присущей манере Трамп снова угрожал Тегерану, пообещав, что «если переговоры с Ираном не увенчаются успехом, Иран будет в большой опасности. Иран не может обладать ядерным оружием». Это означает готовность Вашингтона и Тель-Авива нанести ракетно-бомбовый удар по иранским ядерным объектам. По словам Трампа, это может быть удар «невиданной силы».
В ответ на выпады Вашингтона руководитель МИД Ирана Аббас Арагчи подчеркнул, что его страна «никогда и ни при каких условиях» не пойдет на создание ядерного оружия, и что это противоречит конституции Исламской Республики. В то же время глава иранской дипломатии заявил, что если США будут и дальше угрожать Ирану, то Исламская Республика будет вынуждена для своей защиты пойти по пути создания ядерного оружия. Касаясь переговоров в Омане, руководитель дипломатического ведомства Ирана подтвердил, что его страна проведет непрямые консультации с США.
Принципиальная разница в подходах к двухсторонним переговорам создает прямую угрозу начала военного конфликта между США и Израилем с одной стороны и Ираном с другой. До окончания первых 100 дней на посту президента США Дональду Трампу срочно нужно добиться каких-то существенных внешнеполитических результатов. Трамп предъявил территориальные претензии к Дании на самый большой в мире остров Гренландия и потребовал от Канады стать 51-м штатом США, но пока в ответ получил лишь негативную реакцию.
Кроме того, Трамп до сих пор так и не смог подписать сделку с Украиной по редкоземельным металлам. Он также не сумел остановить военный конфликт между киевским режимом и Россией, хотя не раз заявлял, что сделает это за одни сутки. Но самым чувствительным шагом Трампа стал ввод повышенных тарифов, а точнее, торговых санкций для подавляющего числа стран, торгующих с США. Наиболее тяжелые последствия это решение будет иметь для экономики Китая и Евросоюза.
В этих условиях небольшая и победоносная война против Ирана могла бы устроить Трампа. Примерно так же он действовал во время своего первого президентского срока, нанеся 7 апреля 2017 г. массированный удар крылатыми ракетами по сирийской авиабазе Эш-Шайрат. На руку война и премьер-министру Нетаньяху, против которого в Израиле возбуждено три уголовных дела.
Вероятность того, что Иран быстро и без сопротивления согласится на условия Вашингтона и откажется от своей программы по развитию мирного атома, практически равна нулю. Следовательно, удар по Ирану и его ответный удар по американским базам на Ближнем Востоке и по территории Израиля становится реальностью.
Чтобы показать свою решительность, Трамп уже начал бомбардировки йеменских хуситов, которые являются открытыми сторонниками Ирана, а также палестинцев. Удары наносятся по базам движения «Ансар Алла» («Помощники Аллаха») на территории Йемена.
Для авиаударов используются американские бомбардировщики B-2 Spirit, изготовленные по технологии малой заметности. 6 самолетов подобного типа уже базируются на острове Диего-Гарсия в Индийском океане. На днях на островную авиабазу прибыли военно-транспортные самолёты C-17 Globemaster III и летающие танкеры KC-135 Stratotanker. Еще 7 тяжелых транспортных самолетов доставили на непотопляемый авианосец в Индийском океане материально-техническое оборудование для других стратегических бомбардировщиков. В настоящее время резервные B-2 Spirit находятся в США на авиабазе Уитмен, но в любой момент могут быть переброшены на авиабазу Диего-Гарсия.
О подготовке к удару по Ирану говорит и доставка на островную авиабазу противобункерных авиабомб GBU-57 Massive Ordnance Penetrator, носителями которых являются бомбардировщики B-2 Spirit. Буквально на днях 2 американских военно-транспортных самолета C-5M Super Galaxy привезли их из США. GBU-57A/B МОР предназначены для уничтожения хорошо защищенных подземных бункеров. На территории Ирана в них, как правило, располагаются ядерные объекты, а также ракетные шахты.
Еще 10 американских транспортных самолетов прибыли с американской авиабазы Хилл в Саудовскую Аравию. Они привезли в Эр-Рияд дополнительное оборудование для американских военных.
На авиабазе Хилл в США базируется эскадрилья истребителей F-35 Lightning II (от 12 до 16 самолетов). 8 самолетов из её состава уже вылетели в Великобританию, чтобы затем разместиться в одной из стран Ближнего Востока.
По данным израильской газеты «Гаарец», на сегодняшний день десятки тяжелых транспортных самолетов уже приземлились на американских базах в Катаре, Иордании и Кувейте. Они доставили дополнительное оборудование и вооружение для американских солдат.
Наращивание группировки стратегической и транспортной авиации, а также самолетов-заправщиков в регионе Ближнего Востока и на авиабазе Диего-Гарсия в Индийском океане говорит о том, что Пентагон под видом борьбы с хуситами готовится к операции против Ирана.
Еще одним подтверждением возможной подготовки США к нанесению удара по Ирану является решение министра обороны США Пита Хегсета о продлении пребывания авианосца USS Harry S. Truman (CVN-75) в регионе ещё на месяц. Хегсет также отдал приказ другому авианосцу, USS Carl Vinson (CVN-70), направиться в район Ближнего Востока. Усиление Штатами ВМС в регионе до 2-х авианосных ударных групп является нехорошим сигналом как для йеменских хуситов, так и для Тегерана.
В последние дни Пентагон принимает активные меры для повышения боевых возможностей ПРО Израиля. Из Южной Кореи на территорию еврейского государства временно переброшены две батареи ЗРК Patriot. Из Германии с авиабазы «Рамштайн» на авиабазу Неватим в пустыне Негев (юг Израиля) самолетом C-5M Super Galaxy доставлен ЗРК THAAD, предназначенный для противоракетной обороны.
Всего на Ближнем Востоке Пентагон уже развернул группировку в 50 тыс. военнослужащих. Из них в Иордании на базе в Аммане находится 3 тыс. военнослужащих. В Катаре на двух базах и в различных лагерях находится 13 тыс. военнослужащих. В Омане на двух авиабазах находится 600 человек. В Саудовской Аравии на 3-х авиабазах и одной военно-морской базе размещены 3 тыс. военнослужащих. В Ираке на 2-х авиабазах и в различных лагерях, оперативных, огневых и патрульных базах, аванпостах и пунктах МТО находится до 6 тыс. военнослужащих. На территории Сирии расположено 9 небольших военных баз, где находится 900 военнослужащих. Самая крупная американская группировка в регионе дислоцируется в Турции. Она включает авиабазу Инджирлик и станцию слежения. На двух объектах несут службу до 5 тыс. человек.
Ближайшим союзником США на Ближнем Востоке является Израиль. В ходе недавних переговоров в Вашингтоне премьер-министр Нетаньяху заверил президента Трампа о готовности Тель-Авива нанести совместно с США удар по ядерным объектам Ирана.
Израиль настаивает на ливийском сценарии разоружения Исламской Республики, когда лидер Ливии Каддафи под давлением стран Запада вынужден был в 2003 г. полностью свернуть свою ядерную программу. С целью демонстрации решимости Израиль уже сейчас усилил военное давление на ХАМАС в секторе Газа. Кроме того, Израиль обладает успешным опытом по нанесению массированного удара по Ирану аэробаллистическими ракетами. 26 октября 2024 г. во время воздушной операции «Дни покаяния» в значительной степени была подавлена ПВО Ирана, а затем тремя волнами было уничтожено порядка 20-ти военных объектов на территории Ирана, Сирии и Ирака.
В свою очередь Иран за время конфликта с США и Израилем приобрел немалый опыт как в организации ПВО, так и нанесении ответных ударов по военным базам противника. Главным оружием Корпуса стражей исламской революции Ирана являются гиперзвуковые баллистические ракеты «Хаттах-1» (Fattah-1, или «Победа») и «Фаттах-2» (Fattah-2). Первая из них развивает скорость до 13-15 Мах (более 17 тыс. км/час) и может преодолеть расстояние в 1400 км. Ракета в полете маневрирует, из-за чего ее не могут перехватить израильские и американские комплексы ПРО. Согласно иранским данным, 1 октября 2024 г. во время ответного ракетного удара за убийство лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы и бригадного генерала КСИР Аббаса Нилфорушана было выведено из строя более 20-ти истребителей F-35 ВВС Израиля. Кроме того, были уничтожены современные израильские комплексы ПРО Arrow-2 и Arrow-3. В конце 2024 г. у Ирана появилась усовершенствованная версия гиперзвуковой ракеты Fattah-2.
В том случае, если Иран произведет достаточное количество ракет Fattah-1 и 2, то у него появится возможность поразить военные объекты Израиля и большинство баз США в регионе. Кроме того, целью могут стать объекты нефтяной промышленности союзников США на Ближнем Востоке, которые в случае нападения на Исламскую Республику Иран могут встать на сторону Вашингтона и Тель-Авива.
Важную роль в возможном конфликте играет и религиозный фактор. Большинство противников Ирана в арабском мире являются суннитами, в то время как в Иране доминируют шииты.
Крупнейшим государством на Ближнем Востоке, которое может выступить против Ирана на стороне США, является Королевство Саудовская Аравия. Саудиты являются основным государством Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК). Нефть дает 75% поступлений в казну государства. Контроль над месторождениями нефти и газа принадлежит государственной компании Saudi Aramco (крупнейшей нефтяной компании в мире). Наличие американских военных баз на территории Саудовской Аравии делает Королевство весьма уязвимым, и в случае участия монархии в атаке на ядерные объекты Ирана это может привести к иранскому ракетному удару по нефтяным объектам и военным базам США.
Еще один из потенциальных союзников США — Королевство Бахрейн. В стране находится крупнейшее разведанное месторождение сланцевой нефти, богатейшие запасы газа. Иран может нанести удар по предприятиям Бахрейнской нефтяной компании, а также по морскому терминалу и нефтехранилищам, что вызовет серьезные пожары и экологическую катастрофу.
Если говорить об Ираке, то в стране сильны позиции шиитов. В случае удара США по Ирану проиранские группировки в Ираке могут попытаться захватить американских солдат в заложники, что в последующем создаст массу проблем Трампу для их освобождения.
На территории Иорданского Хашимитского Королевства Иран может атаковать предприятия Иорданской нефтеперерабатывающей компании, в первую очередь нефтеперерабатывающий завод в Зарке, а также военные объекты с американскими военнослужащими. В свою очередь, ракетные удары могут вызвать мощные антиамериканские и антиизраильские выступления со стороны проживающих в Аммане палестинцев.
Непростая ситуация может возникнуть и в Объединенных Арабских Эмиратах. В случае иранских ударов по объектам энергетической инфраструктуры и электростанциям может возникнуть паника среди иностранных рабочих, которые составляют почти 88% всей рабочей силы. Их массовый отъезд приведет к коллапсу экономики ОАЭ.
Если говорить об Омане, то его султан проводит неконфликтную с соседями политику и делает ставку на хорошие отношения с США и Великобританией. Страна существует на нефтяные доходы, а потому предприятия по добыче и экспорту нефти очень уязвимы. Да и американские военные, пусть в небольшом количестве, могут стать целью для иранских ракет.
Еще один важный для США союзник в регионе — Катар. Эмират занимает 3-е место в мире по запасам газа и 6-е по его экспорту. Он — крупный поставщик нефти и нефтепродуктов. Недалеко от столицы Доха находится Центральное командование вооружённых сил США (USCENTCOM или CENTCOM). Его зона ответственности включает 21 государство в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии. Естественно, такой объект может стать важной целью для иранских ракет.
Но самое опасное для мировой торговли, что может сделать Иран, — перекрыть Ормузский пролив. Для этого в его самом узком месте нужно затопить пару больших танкеров. В результате важнейшая транспортная артерия для перевозки нефти будет перекрыта.
Нехватка нефти на мировых рынках приведет к резкому росту цен, а мировую экономику может охватить экономический кризис. Да и экологический ущерб будет огромным.
В Тегеране хорошо знают все возможные военные сценарии развития событий и исходят из того, что для США все-таки лучше договориться с Ираном. Похоже, что это понимает и Трамп, а значит, есть надежда, что дальше бряцания американским оружием дело не пойдет.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках