
Они пригодились летчикам, саперам и диверсантам
Сообщения о захвате в ходе СВО нашими войсками боевой техники и боеприпасов противника и их использовании против бывших владельцев часто поступают с фронта.
В годы Великой Отечественной войны советские войска тоже использовали в боях трофейное оружие и боеприпасы. Не были исключением и трофейные авиационные бомбы. Так, при «обработке» города-крепости Кенигсберг, штурм которого завершился 80 лет назад, 9 апреля 1945 года, советская авиация использовала 250-килограммовые немецкие бомбы.
Владимир Темеров (сайт «Я помню»), штурман пикирующего бомбардировщика Пе-2, вспоминал о том, как это было: «Под плоскостями подвешены две отличные 250-килограммовые немецкие авиабомбы, в бомболюке наши сотки. Помимо фугасных, мы использовали и немецкие кассетные ротативно-рассеивающие бомбы».
Перед вылетом в классе предполетной подготовки был вывешен фотопланшет Кенигсберга размером метр на метр. Красным обвели цели авиаудара — порт, вокзалы, аэродром и т. д. Вылет прошел удачно: «Примерно за два километра до цели мы увидели прямо по курсу черные разрывы зенитных снарядов. Било не менее двух десятков стволов. Мы шли со снижением, и скорость у нас была довольно солидная. Тем не менее, когда мы вошли в зону этого обстрела, стало тревожно — кругом разрывы, самолет то подбрасывает вверх, то бросает вниз, то влево, то вправо, а надо соблюдать строй. Вышли на цель. Город с его черепичными крышами в лучах заходящего солнца казался красным, совершенно нетронутым. По ведущему сбросили бомбы по центру Кенигсберга и благополучно вернулись домой».
Штурман Темеров подчеркнул: «Надо отметить высокие баллистические данные немецких боеприпасов». Очень точно бомбы ложились...
Но не только авиаторы использовали трофейные немецкие авиабомбы. Применяли их и советские саперы.
Так, в сражении на Курской дуге немецкие бомбы стали грозным средством поражения немецкой бронетехники… Одной из самых мощных машин, используемых немцами на Курской дуге, был «Фердинанд». Эта немецкая тяжелая самоходно-артиллерийская установка (САУ, тяжелое штурмовое орудие по немецкой терминологии) класса истребителей танков. Она именовалась также «Элефант» (нем. Elefant – слон). Вместе с новейшими танками «Тигр» и «Пантера», «Фердинанды» должны были принести Германии победу в гигантской «Битве моторов».
В июле 1943 года они штурмовали советскую оборону в районе железнодорожной станции Поныри. «Фердинанды» шли вместе с «Тиграми» и бронетехникой других типов, прикрываемые артиллерией и авиацией, в сопровождении пехоты. Причем роль бронированного тарана советских позиций выполняли именно «Фердинанды».
По воспоминаниям танкиста Алексея Ерохина, командира взвода СУ-122 Василия Крысова и многих других участников боев за Поныри, «Фердинанды» сохраняли боеспособность даже после многих попаданий снарядов. Но отбить их атаки все же удалось…
После завершения боев по горячим следам советские специалисты на месте осмотрели подбитую немецкую бронетехнику. Исследователь Михаил Свирин в работе «Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд» описал результаты этого осмотра: «Всего на поле боя северо-восточнее станции Поныри осталось 21 штурмовое орудие «Фердинанд»… Большая часть «Фердинандов» была обнаружена на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб, причем более половины машин имели повреждения ходовой части (разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки) от мин». То есть получается, что самым грозным врагом «Фердинандов» оказались фугасы из трофейных авиабомб и снарядов и авиабомб, установленные в удачно выбранном месте.
А для партизан и бойцов диверсионных групп, действующих в тылу противника, невзорвавшиеся авиабомбы, и чужие, и свои, были источником взрывчатки. Умельцы из них тол выплавляли. Занятие это было чрезвычайно опасным, малейшая ошибка могла стоить жизни мастерам. Но во вражеском тылу других способов раздобыть взрывчатку зачастую просто не было…
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках