
Не везет немецкому «семейству кошачьих»
О катастрофическом провале на поле боя немецких танков «Леопард-2», поставленных ВСУ, заговорили на Западе.
Так, издание Daily Express пишет о проблемах, с которыми сталкиваются украинские танкисты при боевой эксплуатации немецких танков.
Выяснилось, что «Леопард-2» уязвим для ударов беспилотников. Поврежденные танки приходится отправлять для ремонта на Западную Украину или в Польшу, чинить их на месте трудно из-за сложной конструкции.
Как отмечает Daily Express, «Леопард-2» не был разработан для полей сражений на Украине. Интересно — где они должны были воевать, по замыслу создателей? На комфортных западноевропейских полигонах?
Надо отметить, что такие «бронетанковые» провалы на Восточном фронте — немецкая военно-историческая традиция.
В 1943 г., например, «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. Pz.Kpfw. V Panther) должна была вместе с «Тигром» сокрушить советскую оборону на Курской дуге. Это был ее боевой дебют. Но надежд она не оправдала.
Генерал Гейнц Гудериан, в тот период — инспектор танковых войск Германии, впоследствии вспоминал: «С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта, сначала южный, потом северный, и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «Пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились».
В докладе майора Штрейта, командира подразделения «Пантер», были сформулированы причины неудачи нового танка: «Из-за сильной скученности при атаке, эффективность огня «пантер» была очень низкой и противник смог успешно вывести из строя большую часть танков. При этом многие машины подорвались на минах. Саперы не могли успешно обезвреживать минные поля из-за недостатка времени: приказ продолжать наступление был отдан до того, как они закончили разминирование. Атаки велись без учета изменения ситуации в ходе боя. Взаимодействие подразделений было очень слабым, так как многим практически ничего не было известно о планах наступления. Неразбериха началась с первых же минут боя, так как ни цель, ни боевой порядок, ни направление атаки не были четко определены. «Пантеры» постоянно создавали скученное скопление непосредственно перед оборонительными рубежами противника, что приводило к большим неоправданным потерям. Командиры батальонов должны четко руководить участвующими в атаке боевыми машинами, отдавая понятные приказы. К сожалению, действия «Пантер» были не согласованы. Так, например, любое изменение направления движения командиры большинства танков определяли визуально по ближайшим машинам, когда те меняли направление».
Роковым образом сказалась спешка при изготовлении танка и нехватка времени для его освоения экипажами. Уже во время марша «Пантеры» понесли первые потери: из-за возгорания двигателей полностью сгорело два танка.
Историк Михаил Барятинский отмечал: «В операции «Цитадель» приняли участие 196 танков. Боевой дебют их не был удачным — только по техническим причинам из строя вышли 162 «Пантеры». Из-за нехватки тягачей немцам удалось эвакуировать лишь небольшое число танков, 127 машин остались на территории, занятой Красной Армией, и оказались потерянными безвозвратно».
При этом никак нельзя назвать «Пантеру» плохим танком. По мере ликвидации ее «детских болезней» и освоения экипажами она превращалась в грозное оружие танковой войны. Для эффективного использования «Пантеры» на Курской дуге немцам просто времени на подготовку не хватило. Это, разумеется, не главная причина поражения вермахта в этом сражении.
Но почему же сейчас «Леопард» надежд, на него возлагаемых, не оправдал? Снова времени не хватило на освоение? Но первый серийный танк «Леопард-2» был передан немецкой армии еще в 1979 г., Украина их получила в 2023 году…
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках