«Мягкая сила Чернороссии»
Алексей Сокольский

«Мягкая сила Чернороссии»

Африканская миссия Церкви Русской

Все наше внимание сейчас приковано к зоне украинского конфликта и русскому приграничью: от Брянской области и до многострадальных Алешек в Херсонской, где бандеровские дроны почти каждый день убивают, ранят или калечат граждан России. Мы трепещем и кипим от гнева, не может нормальное человеческое сердце не реагировать на такие события.

Однако, чего уж себя обманывать, идет гибридная Третья Мировая война (в которой во многом решается дальнейшая судьба нашего Отечества), и поля ее сражений разбросаны не только по территориям, но и по умам миллионов людей, в том числе и на Черном континенте.

Африка, конечно, далеко находится от Москвы, Донецка, Луганска, Белгорода или Курска, но там тоже идет противостояние, непосредственно влияющее на жизнь Российской Федерации.

В мировых войнах нельзя победить, опираясь исключительно на ресурсы своих коренных земель. Данный постулат хорошо доказали и Первая Мировая война, и Вторая Мировая.

В настоящий момент ведущие страны мира вступили в борьбу за преобладание в Африке. Эксперты полагают, что использование в той или иной степени африканских ресурсов автоматически усиливает любое государство.

Демографический потенциал Африки составляет свыше 1,5 млрд человек, а «природная кладовая» континента хранит практически все элементы таблицы Менделеева.

В принципе, Российскую Федерацию устроило бы положение дел, когда своими ресурсами африканцы распоряжались бы сами, предоставив нам некоторые преференции.

А потому Россия уже и пришла на помощь некоторым странам из зоны Сахеля, страдающим от исламистских террористов и сепаратистов-туарегов. «Жесткую силу» РФ представляют ЧВК «Вагнер» и «Африканский корпус». Также по этому разряду следует числить и русских военных специалистов, работающих в Центральной и Северной Африке.

Не могут не радовать попытки МИД РФ наладить контакты с самопровозглашенным государством Сомалиленд на Африканском Роге и Суданом — здесь важна перспектива организации военных баз.

Но на одной только «жесткой силе» далеко не уедешь. Необходимо какое-то духовное единение с африканскими этносами и даже племенами.

История XX века показала, что все идеологии долговременного результата не дают. Достаточно вспомнить, как лидеры африканских государств легко перебегали от социализма к либерализму и наоборот.

И вот теперь на первый план выходит Русская Православная Церковь. Религиозная вера — не идеология, и она дает более устойчивое единство даже при разрушении политических союзов. Вера Христова делает человека другим.

Атеист, безусловно, с этим может поспорить, но факты — упрямая вещь. Пример Украины стоит перед глазами: чем более человек православен, тем лучше относится к России, чем менее он православен, лжеправославен или впал в сектантский раж, тем хуже.

Церковь Русская осуществляет свою деятельность на Черном континенте через Патриарший экзархат Африки, который ныне возглавляет митрополит Зарайский Константин.

Хотя Русское Православие в Африку пришло еще в конце XIX столетия (Абиссиния), а первый постоянный наш приход возник в Каире в 1914 г., до начала XXI века Москва активную миссию не вела.

Фактически, переход Церкви Русской к распространению Истины среди африканских народов произошел из-за… Украины.

Вся Африка считалась полем деятельности Александрийской Православной Церкви (АПЦ), хотя канонически это и не было четко определено. Александрийский патриархат традиционно окормлял, в первую очередь, территории, некогда входившие в Византийскую (Ромейскую) империю. Остальные земли континента просто признавались наиболее удобными для православной миссии именно для АПЦ в силу чисто географического расположения.

Ситуация изменилась коренным образом, когда патриарх Александрийский Феодор II признал секту самосвятов-думенковцев из ПЦУ, созданную еретиком из Фанара Варфоломеем, ложно называющим себя патриархом Константинопольским.

Еще в 2018 г. Феодор II признавал канонической лишь Украинскую Православную Церковь МП, но уже в 2019 г. он вдруг возлюбил ПЦУ.

Такой разворот полностью противоречит православной экклезиологии и церковному законодательству, сформированному святыми апостолами и Вселенскими Соборами. Православным христианством здесь и не пахнет, а веет настоящей ересью — греческим этнофилетизмом.

Беда в том, что в Александрийском и Константинопольском патриархатах всем заправляют выходцы из греческой среды, зараженные духом национализма и считающие, что весь Православный Мир обязан Греции распространением Православия. Хотя это и не верно исторически. Но как бы там ни было, греческий епископат полагает, что все Православные Церкви должны духовно подчиняться греческим Церквям.

ПЦУ Варфоломей и создавал отчасти ради того, чтобы показать духовное превосходство греков, а выявил полное свое отпадение от учения Вселенских Соборов и предательство Православия.

Православные христиане Африки постоянно мучились от снобизма греков-миссионеров, пусть среди них встречались и очень хорошие и честные пастыри. А еще африканцы оказались более консервативны, чем греческие архипастыри, окунувшиеся в чужую политику.

Естественно, из Африки в Московский патриархат пошли обращения с просьбами о воссоединении. Православные африканцы совсем не захотели оказаться в одной лодке с еретиками и раскольниками.

Священник Георгий Максимов, трудящийся на миссионерском поприще в Африке, писал: «Строго говоря, появление Африканского экзархата — это то, что предложили сами африканцы. Эта идея родилась в Африке, в африканских умах. На каком основании мы бы отказали им, если мы уже приняли русских, которые живут в Африке? Мы же не можем отказывать просто по цвету кожи — это не аргумент».

В декабре 2021 г. был образован Патриарший экзархат Африки (ПЭА). В Церковь Русскую перешли 102 клирика Александрийского патриархата.

Сейчас ПЭА насчитывает 350 приходов в 32 странах Черного континента. И оттуда часто приходят добрые вести. Например, в апреле 2025 г. на приходе преподобного Моисея Мурина в селе Киквит (провинция Квилу) в ДР Конго были крещены 35 человек.

Каждый православный африканец, присоединившийся к РПЦ, уже не может быть врагом России. Так и увеличивается «мягкая сила» нашей страны в Африке.

Фото: Патриарший экзархат Африки. Патриарший экзарх Африки митрополит Зарайский Константин среди православных христиан прихода апостола Петра в г. Онича (Нигерия)