Бородина Екатерина Павловна – презентация каталога избранных произведений из коллекции Музея коневодства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

18 апреля прошла презентация альбома «По залам музея коневодства» — первого масштабного издания, посвящённого коллекции Научно-художественного музея коневодства.

Публикация издания состоялась благодаря содействию мецената Екатерины Павловны Бородиной и Благотворительного фонда «Отчий дом», став значимым явлением в культурной жизни и научном сообществе.

Художественная летопись коневодства: музей на стыке науки, истории и искусства

Музей коневодства при РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева — уникальное научно-художественное собрание. Его коллекция, сформированная на пересечении иппологии, искусства и национальной истории, служит ценным материалом как для исследователей в области животноводства, так и для специалистов в сфере культуры, музейного дела, а также людей, увлечённых темой развития коневодства. Внимание к эстетике, зоотехнии и историческим традициям лошадиного мира делает коллекцию не просто учебной базой, но живым культурным памятником.

Ядро собрания было заложено в начале XX века благодаря Якову Ивановичу Бутовичу — владельцу Прилепского конного завода, который собрал крупнейшую в мире частную галерею, посвящённую лошадям. Эта коллекция и легла в основу того, что сегодня представляет собой Музей коневодства. Здесь хранятся исключительные образцы изобразительного и прикладного искусства, посвящённые роли лошади в жизни государства, армии, сельского хозяйства и культуры.

Как создавался альбом

Каталог включает десятки научно-популярных статей и большое количество иллюстраций, отражающих богатство музейных фондов. Экспонаты, вошедшие в издание, дают представление не только о развитии иппологии, но и об эволюции образа лошади в русской культуре.

Материалы для издания были подготовлены на основе авторских текстов заведующей отделом музея, эксперта в области коневодства Ю.Н. Кузнецовой. Вступительную статью составила реставратор музея О.В. Круподерова. Над редактированием и отбором источников работали руководитель музея О.В.Круподерова и библиограф Ю.Б. Лопатина и И.И. Бондаренко.

Идея создания альбома нашла поддержку и развитие благодаря Екатерине Павловне Бородиной — меценату и коллекционеру, активно участвующей в благотворительных инициативах, связанных с медициной, культурой и социальной сферой. Её вовлечённость в проект обусловлена не только интересом к данной теме, но и семейной историей, связанной с кавалерийским прошлым.

Ключевые произведения коллекции

Одним из центральных экспонатов каталога стал портрет орловского рысака «Летучего» кисти Валентина Серова (1886). Эта работа привлекает внимание своим психологизмом и нестандартной композицией. Лошадь изображена не в профиль, как обычно принято в экстерьерных портретах, а в три четверти. Из-за этого создаётся акцент на её характере и внутреннем напряжении.

Не менее выразительна работа Франца Бартоломео «Голова лошади» — образ, появляющийся из тени через окно в стене конюшни. Картина, датируемая концом XVIII века, имеет необычную композицию и происхождение: она была частью коллекции графа Орлова-Чесменского.

Также среди наиболее запоминающихся экспонатов коллекции — скульптурные образы лошадей российских императоров: Фауста, принадлежавшего Александру II, и кобылы по имени Коб — любимой лошади Александра III. О Фаусте известно немного: рыжий мерин западноевропейской полукровной породы был спокоен и вынослив — качества, важные для лошади монарха, не отличавшегося искусной ездой. Порода кобов была широко распространена в России благодаря выносливости, уверенной походке и спокойному нраву. Император Александр III отдавал предпочтение именно таким лошадям: крепким, уравновешенным, надёжным. В придворной конюшне кобов было немало, и, не утруждая себя выбором кличек, их обозначали просто: «Коб №1», «Коб №2» и так далее. Оба образа — и Фауст, и Коб — стали частью художественной летописи императорской эпохи, сохранившейся в собрании музея.

Особое место в собрании занимает скульптура «Задорный на ходу в беговых дрожках с наездником». Она запечатлела одного из самых титулованных рысаков XIX века — светло-серого жеребца «Задорного», прославившегося победами на ипподромах Москвы, включая Императорский приз. Работа неизвестного автора передаёт динамику движения и особое взаимодействие между лошадью и наездником — в духе русской традиции. Здесь нет насилия — лишь стремительное движение и внутренняя энергия рысака, который, как отмечал В.И. Коптев, «летел вперёд по собственному благородному рвению», без понуждения со стороны человека.

Презентация каталога

Презентация альбома прошла в стенах университета. По мнению участников презентации, выход каталога стал шагом навстречу широкому читателю. Издание не только открывает музейные залы, но и делает их доступными для исследователей и всех тех, кто интересуется связью между искусством и коневодством. Каталог привлекает внимание к музею, актуализирует тему коневодства как части культурного и научного наследия России, расширяет представление о роли лошади в истории государства и искусства.

Участие Екатерины Павловны Бородиной в издании альбома стало важным вкладом в развитие музея. Благодаря её поддержке коллекция обрела современное, визуально убедительное и научно значимое воплощение, которое может вдохновить новое поколение исследователей и художников.

Екатерина Павловна поделилась: «Для меня издание альбома — это история малых дел. Искренне надеюсь, что мой вклад вдохновит и других людей поддерживать культуру, искусство, историю. Ведь в этом — сила памяти и силы духа».

Новый альбом — приглашение не только к чтению, но и к посещению самого музея. А его коллекция — диалог с прошлым, возможный благодаря усилиям людей, неравнодушных к культуре, истории и живому знанию.