
Забывчивость — плохой попутчик в истории
Мы живем в странные времена, когда Россию к покаянию за украинский конфликт призывают иуды, к милосердию — палачи, а к миру — пацифисты, оправдывающие Израиль и одобряющие ракетные удары США по Ирану.
Из всех этих категорий «доброжелателей» наиболее лицемерной выглядит вторая, так как она пытается играть на религиозных чувствах русского народа и призывает пожалеть бандеровцев, глумящихся над братскими могилами и разрушающих наши храмы.
По сути, ставка делается на то, что мы забыли учение Церкви Русской и святых отцов о войне и мире. Христову заповедь «не убий» выпячивают всякий раз, если осуждают действия Русской Армии на Украине.
Однако Православие — не толстовство и не пацифизм. Господь наш Иисус Христос не предает анафеме воинов и не предрекает конца войн вплоть до эпохи Апокалипсиса.
Да, любое убийство православное христианство считает за грех, но еще большим грехом является непротивление святотатству и насилию над детьми, женщинами и стариками. «Малых сих» истинный христианин обязан защищать всеми силами. Уничтожая мучителя и насильника, он совершает грех, но покаянием избывает его. А спасая ребенка от рук подлеца и мерзавца, человек обретает венец праведника от Творца.
Святитель Василий Великий в одном из своих писем воину-христианину прямо пишет: «Я узнал в тебе человека, доказывающего собою, что и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу и что христианин должен отличаться не покроем платья, но душевным расположением».
Православный святой и мудрец отнюдь не уговаривает человека бросить службу или сложить оружие перед неприятелем. Христос такому не учил. И если вспоминают, что Господь позволил Себя распять на Кресте Голгофе и запретил апостолу Петру применять меч против врагов, то следует не забывать и эпизод, когда Он же изгоняет бичом из веревок торгующих из храма. Одно дело — личная жертва, другое — нетерпимость к поруганию святынь.
Святитель Иоанн Златоуст, тонкий знаток Священного Писания и толкователь догматов, открыто наставлял православных мирян молиться за христианское воинство: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».
Почему-то в XX веке учение Церкви и святых в головах русских людей исчезло и заместилось чисто толстовским представлением «о непротивлении злу силою». Сын Божий явно ему не следовал, советуя ученикам купить меч и изгоняя кощунников.
Святитель Филарет Московский четко показывает, что христианство вообще не сродни пацифизму: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию».
Образы матерей и жен, благословляющих своих мужей и детей перед уходом на войну, являются одними из самых светлых в православном христианстве. Они неуловимо напоминают Пресвятую Богородицу — высочайший пример человеческого терпения и смирения перед Творцом.
На этом стояла и будет стоять Русь — на верных воинах и праведных женах.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках