Павел Аристархов

Нижегородская Голгофа

Два последних десятилетия не прекращаются попытки обвинить в преступлениях, совершенных навязанным России мировой закулисой коммунистическим режимом русский народ. Нас пытаются представить ответственным за всевозможные «оккупации» и «голодоморы», при этом, напрочь игнорируя тот факт, что именно русские первыми пострадали от красного террора  и  понесли от него самые большие жертвы.

Вот только один факт из страшной истории геноцида нашего народа, унесшего миллионы жизней невинных людей.

Недавно прокуратура Нижегородской области реабилитировала 41 жертву красного террора – 39 нижегородцев из 41 показательно расстрелянных латышами в соответствии с распоряжением о заложниках. Реабилитация еще двоих мучеников не состоялась из-за отсутствия персональных данных в архиве.

Поясним, что чекисты расстреляли совершенно невинных русских людей из-за того, что 30 августа 1918 г. в Ленина в Москве стреляла Фани Каплан, а в Питере кровавого палача Моисея Урицкого застрелил Леонид Каннегисер.
Политическое решение о массовом расстреле было принято Нижегородским военревкомом – узким чрезвычайным органом с неограниченными полномочиями, созданным по требованию Ленина ввиду угрозы Нижнему после взятия генералом Владимиром Каппелем Казани 7 августа.

Та телеграмма Ленина от 9 августа предгубисполкома Федорову обошла, кажется, все монографии и статьи на тему красного террора: «В Нижнем явно готовится белогвардейское восстание, надо напрячь все силы, составить «тройку» диктаторов, навести тотчас массовый террор…».

Диктаторы собрались на следующий день. В состав военно-революционного комитета вошли Г.Федоров, Я.Воробьев, С.Акимов, Б.Краевский, И.Коган, И.Шелехес. Формально председателем ВРК стал Федоров, хотя, возможно, он был лишь номинальной фигурой, а главенство в ВРК принадлежало Лазарю Кагановичу, прибывшему в Нижний по заданию Якова Свердлова в мае 1918 года, для «разжигания классовой борьбы в деревне» и в июле занявшего пост председателя губкома РКП (б).

Они сразу взялись за дело: весь остаток августа в Нижнем Новгороде шли повальные обыски и аресты по признаку принадлежности к дворянству,  буржуазии, офицерству, духовенству, оппозиционным партиям. Обыски сопровождались беззастенчивым грабежом: отбирали не только все, что хоть отдаленно напоминало армейскую аммуницию, но и золотые и серебряные вещи и монеты. Сохранился отчет Нижегородской губчека за сентябрь 1918 года, согласно которому только в сентябре ЧК произвела 900 арестов при 1469 обысках. Часть арестованных содержалась в губернской тюрьме, но вместить всех она не могла, и тогда был спешно оборудован концлагерь в Крестовоздвиженском монастыре. Периодически производились расстрелы.

Так, 15 августа нижегородские чекисты расстреляли 5 человек, в том числе бывшего начальника губернского жандармского управления И.П. Мазурина, находившегося в тюрьме с февраля 1917 года. Но после известий о терактах в Москве и Петрограде расстрелы приобрели лавинообразный характер.

Из протокола заседания Нижегородского ВРК от 31 августа 1918 года: «Присутствовали: Г.Федоров, С.Акимов, Я.Воробьев, И.Коган, И.Шелехес. Председатель – Федоров, секретарь – Шелехес. Слушали: 1. Т. Федоров огласил полученное известие о покушении на т. Ленина и убийстве т. Урицкого. Видя в этих двух актах открытый поход против вождей пролетариата, т. Федоров предлагает на этот поход ответить массовым террором против буржуазии и ее приспешников. Предписать комиссии беспощадно расстреливать всех, кто явно или тайно поддерживает контрреволюцию».

Следующей же ночью большую группу заложников – 41 человек – привезли на пароходе на Мочальный остров – у левого берега Волги, напротив нынешней Чкаловской лестницы. После расстрела тела то ли погребли в братской могиле, то ли сбросили в Волгу. Все делалось в большой спешке. Без малейшего промедления. Уже наутро свежий номер большевистского рупора газеты «Рабоче-крестьянский нижегородский листок» опубликовал поименный список жертв нижегородского расстрела, сопроводив его словами «вчера расстреляли» и истерическими угрозами в адрес буржуазии, обещая за голову каждого коммуниста убивать сотнями.

В начале списка стоял архимандрит Оранского монастыря (ныне Богородский район Нижегородской области) Августин (Пятницкий), за ним настоятель нижегородской Казанской церкви и видный общественный деятель и благотворитель протоиерей Н.В.Орловский, генерал М.М.Чернов – председатель комиссии по постройке Нижегородского завода взрывчатых веществ, редактор газеты «Козьма Минин» и ряда других правых изданий Г.Н.Васильев, полковники Российской императорской армии Николай Кондратьев, Павел Боглачев, Альберт Герник (кавалер Ордена святого Георгия IV степени), Алексей Краузе, подполковник и командир Седлецкого полка Алексей Десятов, штабс-капитаны Б.М.Жадовский, К.К.Люсинов, С.П.Гвоздиковский, И.П.Казаринов, поручик Н.А.Шацфайер, младшие офицеры И.А.Белов, А.В.Кузнецов, Н.П.Гребенщиков, И.Н.Гребенщиков, Н.И.Лялькин, полицейские чины: Н.Л.Жилло, помощник нижегородского полицмейстера Ф.А.Рождественский, уездные исправники А.С.Колесов, Н.П.Кременецкий, А.И.Харитин, урядники и стражники К.И.Вилков, М.К.Троицкий, А.С.Куклев, В.И.Власьев, А.А.Языков, К.И.Спасский, служащие завода взрывчатых веществ в Растяпине: помощник руководителя полковник М.И.Мордвинов, начальник снаряжательной мастерской коллежский советник Г.П.Мяздриков, помощник начальника милиции прапорщик С.Т.Городецкий, промышленники М.И.Прибрюхов, Г.А.Вагин, В.М.Теребин (глава фабрики металлоизделий из Павлова), общественный деятель, крестьянин, лесничий, милиционер – А.М.Дьячков, В.М.Топорков, И.П.Сафронов, Н.П.Обозов.

Это было лишь начало Большого террора 1918 года, о котором сохранились лишь отрывочные сведения и цифры. В Павловском уезде в сентябре расстреляно 24 видных жителя (фабриканты, общественники, глава старообрядческой общины Андрей Алексеевич Антипов, один полицейский и один жандарм). Растяпинская ЧК сообщила о расстреле 4, Ардатовская – также 4, среди них священник церкви села Дубовка отец Алексей Левашов, Арзамасская – 38. В сентябре-декабре расстрелы производились в селах Линево, Емангаши, Васильсурске, где был казнен настоятель Семьянской церкви отец Иоанн Флеров, ныне прославленный в лике святых мучеников. Как и священномученики нижегородские отец Стефан Немков (село Деяново ныне Пильнинского района) и отец Михаил Воскресенский (село Бортсурманы того же района), он еще ждет официальной юридической реабилитации, о которой почему-то не думают в комиссии по канонизации Нижегородской епархии. Но о подлинных размерах террора можно только догадываться, особенно если учесть, что Нижегородская губерния славилась своим купечеством, технической интеллигенцией и просто состоятельными людьми. Имен этих тысяч мучеников сегодня, наверное, уже и не восстановить. Но зато мы можем поименно назвать тех, кто организовывал уничтожение нижегородцев.

Вот эти имена:
Федоров Григорий Федорович (1891-1936гг.), большевик, председатель Нижегородского ВРК в августе-сентябре 1918 г., один из организаторов красного террора в губернии. Рабочий-металлург. Член РСДРП (б) с 1907г. С 1912г. член Петербургского комитета партии большевиков. Участник февральского 1917 переворота, член исполкома Петроградского Совдепа и ВРК. С конца 1917г. – зам. наркома труда РСФСР. В июле 1918г. избран председателем Нижегородского губисполкома. Позднее на партийной, профсоюзной и советской работе. Член ВЦИК. В 1927г. исключен из ВКП (б) за поддержку Троцкого. Арестован в 1934г., расстрелян.

Каганович Лазарь Моисеевич (1893-1991гг.), большевик, видный деятель КПСС. С июня 1918 по сентябрь 1919гг. председатель Нижегородского губкома РКП (б). Отозван на Южный фронт вместе с Я.З.Воробьевым, после занятия Воронежа Красной армией председатель Воронежского ВРК. В дальнейшем избирался секретарем и членом политбюро ЦК КПСС. В Нижегородской губернии были и два брата Кагановича – Моисей Моисеевич в 1918-1922гг. состоял председателем Арзамасского ВРК и в 1923-27гг. – председателем Нижгубсовнархоза; Юлий Моисеевич в 1937-1938 гг. был 1-м секретарем обкома ВКП (б).

Акимов Сергей Александрович (1879-1947гг.), большевик. Из Орловской губ. В 1900г. поступил на Московско-Нижегородскую железную дорогу, с 1901г. бухгалтер товарной станции Нижний Новгород. С 1903г. член РСДРП (б). В 1905г. возглавлял Канавинскую боевую дружину, за организацию (вместе с С.А.Левитом) вооруженного мятежа в Канавине 12-14 декабря приговорен к 4 годам каторги. В 1917г. железнодорожный комиссар в Н. Новгороде. В августе-сентябре 1918г. член Нижегородского ВРК. В дальнейшем на хозяйственной работе в Н. Новгороде, Сибири, на Дальнем Востоке. О периоде 1937-1947гг. биографы не сообщают.

Воробьев (Кац) Яков Зиновьевич (1885-1919гг.), организатор красного террора в Нижегородской губернии. Из семьи фельдшера, по профессии дантист. С 1902г. анархист, участник экспроприаций в разных городах империи. Неоднократно арестовывался, ссылался. С 1916г. в Нижнем. За революционную пропаганду заключен в тюрьму, освобожден в феврале 1917г., избран секретарем Канавинского и окружного комитетов РСДРП (б). В октябре 1917г. член ВРК, начальник Канавинской Красной гвардии. С марта 1918г. представитель нижегородской губЧК. В августе-октябре 1918г. член чрезвычайного органа – ВРК. Возглавлял репрессии против населения губернии. Инициатор создания первого концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре. В сентябре назначен председателем Воронежской ЧК. В пути захвачен в плен казаками и казнен по приговору военного трибунала.

Коган Илья Лазаревич (1885-1937гг.), большевик. Член РСДРП с 1904г. В Первую мировую войну военнослужащий 5-й армии Юго-Западного фронта. С 1917г. в Нижнем. В 1918г. губернский военный комиссар, член ВРК, один из организаторов красного террора. С 1935г. дивизионный комиссар, военком пункта ПВО в Ленинграде. Арестован, расстрелян.

Краевский Борис Израилевич (1888-1938гг.), большевик. Образование низшее. Член РСДРП с 1905г. Дважды ссылался в Нарым. До 1917г. в эмиграции. В 1918г. уполномоченный ЦК РКП (б) в Н. Новгороде, начальник Красной гвардии, член ВРК, начальник Нижегородского гарнизона, военный комиссар Нижегородской губернии. С октября 1918г. окружной военный комиссар Западного округа. В 1937г. начальник Гайскриканского строительства Наркомлеса СССР. Арестован, расстрелян.

Шелехес Илья Савельевич (1891-1938гг.), большевик. Член РСДРП с 1908г. Окончил реальное училище. В 1917г. – председатель полкового революционного комитета, член Хамовнического ревкома. В 1918г. секретарь Нижегородского ВРК, заместитель председателя губисполкома. В 1919г. председатель исполкома Курского совдепа. С октября 1919 по март 1920гг. военком 13-й стрелковой дивизии РККА. После Гражданской войны на руководящей работе в Николаеве, Ярославле, Брянске, Харькове. В 1925-26гг. уполномоченный СТО СССР по Средней Азии. С 1930г. член ЦРК ВКП (б), с 1933г. член ЦК КП (б) Украинской ССР, с 1934г. первый заместитель председателя СНК Украины. Арестован в 1937г., расстрелян.

И вот сегодня от нашего народа требуют, чтобы он нес ответственность за преступления, тех, кто «терзал Землю Русскую скорпионом».