На вопросы «Сегодня» отвечает Андрей Ваджра - главный редактор украинского информационно-аналитического сайта «Руська Правда»
- Считаете ли Вы подписание беловежского соглашения результатом объективных исторических процессов, происходивших внутри СССР? Считаете ли Вы, что в стране были возможности пресечь распад СССР? Если да, то по каким причинам эти возможности не были реализованы?
- Подписание Беловежского соглашения было не результатом объективных исторических процессов, а результатом морального и интеллектуального разложения правящей элиты. Военно-политический и экономический потенциал СССР был на момент 1991 года колоссальным! Проблема была в господствующей идеологии, которую законсервировали кремлевские «жрецы» и в моральном состоянии правящей партийной и государственной верхушки. На тот момент они уже смотрели лишь вглубь своего желудка. Необходимо было осуществить обновление правящей элиты и позволить свободно развиваться коммунистической философии и идеологии. Это бы, в свою очередь, привело к модернизации и политической и экономической сфер.
- Почему КГБ, напрямую контролирующий политическую жизнь государства,
оказался беспомощным в критической ситуации?
- КГБ, как и любая специальная структура государства, лишь инструмент. Она может эффективно работать только при условии четко сформулированных государственных/национальных целей и задач. На момент 1991 года таких целей уже не было. Правящая партийная верхушка не знала, куда надо вести страну, да и не хотела ее куда-то вести. Каждый уже думал о своих личных интересах, а не об интересах целого. Поэтому КГБ и был парализован. Хотя еще в конце 80-х комитетские аналитики прогнозировали распад Союза в начале 90-х годов (!).
- Насколько новые государства после распада СССР оказались жизнеспособны?
СНГ смог заменить СССР?
- Страны бывшего СССР на данный момент представляют собой неполноценные государства, а имперские провинции, чья несамостоятельность совершенно очевидна. Говорить о них серьезно не приходится. Их независимость абсолютно формальная вещь, а их правящие элиты, это всего лишь некие начальники среднего уровня, которые вдруг вывалились из развалившейся союзной системы управления. По своему человеческому уровню развития и как управленцы, они так и остались советской номенклатурой среднего звена. Государствообразующей элитой они не стали, и никогда не станут.
- Каковы основные векторы и перспективы российской политики на постсоветском пространстве сегодня?
- Я бы говорил не о векторах, которые весьма многочисленны, а об общих тенденциях, присущих внешней политике России. Так вот, эти тенденции сводятся сейчас к экспансии и расширению российского влияния по всем направлениям. Москва стремится установить свое региональное лидерство, но при этом думает о восстановлении статуса сверхдержавы.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках