Большая беседа ни о чём
Денис Григорюк

Большая беседа ни о чём

Что могут обсудить Путин и Зеленский

Последние несколько дней активно обсуждается возможная встреча президентов России и Украины. И это спустя месяц после того, как Владимир Зеленский предложил провести переговоры по Донбассу вблизи линии соприкосновения сторон. Тогда Владимир Путин предложил двустороннюю встречу в Москве, но Киев категорически не приемлет этот вариант даже после того, как в Кремле подтвердили факт подготовки переговоров.

В данном контексте непонятно, что именно могут обсуждать лидеры двух государств. Возможные переговоры априори выглядят бесперспективными в силу большого количества факторов, о которых известно уже сейчас.

Крым

Киев настаивает на том, чтобы два президента пообщались на тему крымского полуострова. В свою очередь, в Кремле не отказываются от того, что Путин и Зеленский могут поговорить на эту тему, но не в контексте статуса Крыма.

«Они говорят: мы будем обсуждать Крым. Но если обсуждать Крым в плане развития приграничного сотрудничества... Знаете, Россия имеет приграничное сотрудничество по линии регионов с зарубежными странами. Если в этом плане, то я уверен, что Путин будет готов. Но если обсуждать что-то другое, а не то, что Крым — регион Российской Федерации, то никто не будет никогда ни с кем это обсуждать», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Несложно предположить, что Зеленскому интересно обсуждать Крым исключительно в контексте статуса полуострова. На Украине продолжают утверждать, что эта территория была аннексирована и не признают объективную реальность, где Крым является регионом Российской Федерации. В случае если кто-то констатирует факт, что полуостров больше не входит в состав Украины, то внутри страны тут же заводятся уголовные дела, а известным людям, посещающим Крым, тут же запрещают въезд.

В подобных условиях совершенно непонятно, для чего Путину обсуждать Крым с Зеленским. Заведомо ясно, что подобная беседа не будет иметь абсолютно никаких результатов, о чем и предупредили в Кремле уже на стадии подготовки переговоров, а Киев, в свою очередь, не готов идти на уступки, в том числе и по вопросу подачи воды на полуостров.

Донбасс

Что же касается вооруженного конфликта в Донбассе, то и тут не видно предпосылок, чтобы эти переговоры имели какой-либо существенный результат. Напомню, что Зеленский уже общался с Путиным в декабре 2019 года, а по результатам саммита Нормандской четверки было сформулировано коммюнике, которое так и осталось всего лишь очередным документом, не изменившим положения дел на линии соприкосновения.

Что изменилось сейчас? Судя по последним заявлениям украинской политической верхушки, ничего. Последняя пресс-конференция Зеленского показала, что президент Украины, будучи «политиком без опыта», прекрасно встроился в политическую систему, сформированную ещё при правлении Петра Порошенко. Ни один озвученный тезис не даёт надежды на то, что нынешнее руководство Украины готово на какие-либо компромиссы для урегулирования конфликта. Более того, недавняя публикация так называемых «кластеров», предложенных украинской стороной для реализации пунктов «Минска-2», показала, что Киев продолжает стоять на своём - передача границы до проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. То есть Украина продолжает отказываться от выполнения пунктов Минских соглашений в том порядке, как они указаны в документе.

В таком случае что обсуждать лидерам России и Украины? Позиция Кремля известна — строгое выполнения «Минска-2» в том порядке, в котором указан каждый пункт в имеющемся документе. При этом Москва настаивает на диалоге Киева и Донецка\Луганска, что не приемлет украинское руководство. Тогда о чём вообще говорить? Исключением может быть только очередной обмен удерживаемыми лицами и отвод техники с мест, куда после потери ажиотажа тут же вернутся украинские подразделения или националистические батальоны, которые якобы неподконтрольны центральной власти в Киеве.

Газовый вопрос

Как показала практика саммита Нормандской четверки, стороны могут найти общий язык в контексте обсуждения газовых вопросов. Тогда, в декабре 2019 года, удалось согласовать условия транзита газа по украинской территории. Это было чрезвычайно важно для Европы, которая и способствовала результативным переговорам. В нынешних условиях, когда США отказываются вводить санкции в отношении «Северного потока-2», что в Киеве посчитали предательством со стороны старшего «партнёра», вполне вероятно, что вопрос транзита газа в Европу через территорию Украины может утратить свою актуальность, ведь новый газопровод может быть завершен в ближайшее время, если Вашингтон не будет этому препятствовать. В таком случае Киев потеряет большую часть дохода, который наполняет государственную казну. Исходя из этого, Зеленскому будет интересно обсудить дальнейшее будущее. Российской стороне также может быть интересен этот вопрос, ведь во время той же встречи Нормандской четверки были достигнуты договорённости, от которых не отказываются в Кремле. В этом вопросе могут быть найдены точки соприкосновения.

Возможно, как это было в декабре 2019 года, будет объявлено, что обе стороны настаивают на прекращении огня в Донбассе, и прозвучит подобная риторика, но реальных результатов достигнуто не будет, не говоря уже о Крыме, который Кремль априори не планирует обсуждать. Зато газовый вопрос может быть частично улажен, но что-то мне подсказывает, что заработок Украины на транзите российского газа в Европу значительно сократится, если всё-таки «Северный поток-2» будет достроен без палок в колёса со стороны США.

К сожалению, в нынешнем политическом контексте не видно предпосылок к тому, чтобы эти переговоры имели какое-то реальное значение для изменения ситуации в Донбассе, не говоря уже о нормализации отношений между двумя государствами.