Кто вместо России?
Даниил Безсонов

Кто вместо России?

Есть ли альтернатива российскому газу в Европе

Проблемы с запуском «Северного потока – 2» невыгодны не только России, но и Европе, в частности, Германии. Деньги вложены в проект сумасшедшие – по оценкам на 2017-й год, стоимость реализации составляла 9,5 млрд евро, половина инвестиций для строительства была от европейских компаний Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall Dea. Остальные средства – вложения российской стороны. Однако Германия пока что не может отстоять запуск «СП-2» и, вообще, рискует потерять не только вложенные деньги, но и перспективы стать главным газовым хабом всей Европы, а это миллиарды долларов в бюджет ФРГ. Проблема с запуском российско-немецкой газовой магистрали аукнется не только Германии – теперь вообще большой вопрос, кто будет заполнять вакуум на европейском газовом рынке.

Европа зря надеется, что Азербайджан увеличит поставки газа в ЕС. Дело в том, что Азербайджан будет существенно наращивать поставки голубого топлива в Турцию из-за того, что импорт иранского топлива в эту страну остановлен из-за аварий на газопроводе. Так что азербайджанский газ уже занят. Россия, кстати, тоже увеличит импорт газа в Турцию.

Помимо Азербайджана надежда была ещё на Катар, но предприимчивые арабы (в предчувствии захвата большого рынка!) начали перегибать в своих требованиях к европейским партнёрам. Власти Катара выдвинули ЕС три обязательных условия: запрет перепродажи катарского СПГ за пределы ЕС, заключение долгосрочных и краткосрочных договоров между ЕС и Катаром на поставку СПГ, а также Брюссель должен аннулировать проводимое против Катара расследование антимонопольного комитета. Всё это ставит Евросоюз в унизительное и зависимое положение.

Газпром никогда не выставлял подобных требований. Видимо, зря. Европа другого языка не понимает. Почему Катар диктует свои условия? Потому, что не хочет просто помочь преодолеть газовый кризис Европе, минимально на этом заработать, а в дальнейшем остаться на рынке невостребованным. Дело в том, что у Катара нет такого объема газа, как у России – для того, чтобы дать Европе, нужно снизить поставки в Азию. А для чего всё это делать, если Европе нужно просто выбраться из кризиса, а потом она вновь начнёт давить Катар всякими антимонопольными комиссиями? Дурных, как говорится, нет.

Примет ли ЕС условия Катара? Это вопрос открытый. Переговоры уже были, но детали не озвучены. Но даже если Катар перенаправит весь добываемый газ в Европу, этого всё равно будет недостаточно, чтобы перекрыть поставки из России – об этом уже заявляют эксперты. Дело в том, что добыча газа в Катаре не растёт с 2012 года, а новые мощности будут запущены только в 2026-м году. Кстати, в этом вопросе на Катар оказывают давление даже США. 31 января были проведены переговоры между Байденом и эмиром Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани. Но чтобы катарский газ пошёл из Азии в Европу, Катару нужно очень хорошо заплатить. А будет ли платить Вашингтон за энергетическую безопасность Брюсселя?

Пока что Европа может увеличить только поставки газа из США. Но вы сами понимаете, что этот газ, доставленный танкерами, гораздо дороже, чем газ из российской трубы. Также эксперты отмечают, что в феврале в Азии ожидается крайне повышенный спрос на СПГ, так что Брюссель ну никак не сможет увести поставщиков в нужном количестве на свой рынок.