Собственная информация

В. Манилов: Масхадов и Басаев - сиамские близнецы

Сегодня не идет речь о легитимности Масхадова. Кстати, его в свое время Москва выделяла каким-то образом, что расценивалось в качестве аванса. Я не оправдываю соглашений в Хасавюрте, но они стали попыткой решить проблему за счет политических шагов. Рассчитывали на то, что Масхадов – более-менее вменяемый, бывший полковник СССР, неплохой, кстати, был офицер. Но уже с 1999 г. он утратил даже не юридическую, а гражданскую легитимность. Факты показывают, что Масхадов тесно связан с Басаевым (как и раньше – с Хаттабом), и находится под его контролем. Он – соучастник всех этих терактов, в том числе Беслана, "Норд-Оста", что подтверждает ряд свидетельств и документов. Масхадов неглупый человек, но в сухом остатке мало чего стоит. Все его заявления о том, что Басаев может быть привлечен к ответственности "после завершения войны" – блеф, попытка игры в высшую материю - политику, к которой Масхадов оказался совершенно не готов. Бандитскими методами, опираясь на банды полевых командиров, нельзя решить политические вопросы. Так, что возможный масхадовский суд над Басаевым - очередная попытка изобразить хорошую мину при плохой игре. Более того, это заявление согласовано с Басаевым. Эти заявления не имеют ничего общего с действительностью и служат для того, чтобы расчленить восприятие среды террористов и найти лазейку для ухода от ответственности. Для Масхадова поезд давно ушел, он должен ответить по всей строгости закона за сотни загубленных человеческих жизней и совершенно дикие террористические акты. Без его ведома и участия они вряд ли были возможны. Тут требовалась и оперативная сметка, и тактическая подготовка, организация соответствующая. Это его рука. После трагических событий в Беслане ООН и ряд государств Запада дадут жесткую оценку последним событиям. К сожалению, двойные стандарты не уходят в прошлое в одночасье. Но мировое сообщество, несмотря на преграды, движется в правильном направлении. Проблема – в реальной консолидации в международном масштабе. Сейчас Россия взяла на себя серьезную роль перевода борьбы с терроризмом из сферы рассуждений в практическую плоскость. Парадокс, но мы оказались к этому готовы раньше, чем страны Запада. Мы в полном объеме предоставляем нашим западным партнерам информацию по источникам финансирования, организации структур террористов во всем мире – слава Богу, эта сеть у нас работает как следует. Мы давали качественную информацию в полном объеме на этот счет по странам арабской Азии, Европы, США, но на нее не было реакции. А взамен получали и получаем мизер, отписку, формальность. Так бороться с терроризмом невозможно. Необходима интеграция информации британской, американской, израильской, российской, китайской и других разведок. Меня, как аналитика, например, обнадеживает признание министра юстиции Кипра, что на турецкой части острова готовятся террористы для переброски в Чечню. Новый Директор ЦРУ- жесткий противник терроризма в любых его формах. Так что мы надеемся на новое сотрудничество и консолидацию всех ресурсов в международном плане. Особый разговор о Грузии. Еще когда в Чечне уничтожались крупные формирования, их тыловая база существовала в Панкисском ущелье. Сначала в Тбилиси вообще все отрицали, затем, скрипя зубами, Шеварднадзе признал, что боевики все-таки есть. Но декоративные меры, громкие заявления и признания, предназначенные, прежде всего, для внешнего мира, ничего не изменили. Тыловыми для экстремистов остаются не только район Панкисского ущелья, но и Тбилиси, и другие районы Грузии. Мы располагаем фактами на этот счет, доводили их до грузинских спецслужб, но все бесполезно. В Грузии до сих пор существуют условия для реанимации и эвакуации боевиков из Чечни. Через эти каналы в Россию проникают террористы, подготовленные на афганских, турецких, иорданских и других базах. В Грузии они находят проводников. Мы пытались договориться о совместных действиях с грузинскими силовиками в том же Панкисском ущелье. Мы реально могли бы вычистить там их логово, но грузинская сторона на это не согласилась. Так что вывод один – России необходимо ужесточение мер. Нам трудно закрыть этот участок границы. Пока Грузия не охраняет свои границы, мы на сто процентов не можем обеспечить безопасность своих рубежей. Поэтому при наличии исчерпывающей, перепроверенной информации из разных источников оставляем за собой право нанести упреждающий точечный удар по базам и лагерям террористов. Оружие может быть использовано любое, за исключением ядерного. Речь идет о всей совокупности мер. На первое место я поставил бы действия спецназа. Может быть проведена локальная операция по проникновению в логово террористов и их уничтожение без жертв среди мирного населения. Это первое. Во-вторых, возможно проведение локальной операции с привлечением армейской авиации по очагам, которые могут представлять угрозу для безопасности граждан России. К примеру, появилась информация, что в такой-то точке мира готовится акция, аналогичная событиям в Беслане. Чтобы исключить утечку информации, удар должен быть внезапным. Я считаю, что это просто необходимо. Это достаточно эффективное средство. Когда будут созданы прецеденты нанесения таких неотвратимых ударов по террористам, число тех, кто хочет заработать на кровавом промысле в России, поубавится. Визитная карточка Манилов Валерий Леонидович, генерал-полковник. Родился 10 января 1939 г. в Тульчине (Винницкая область). В 1962 г. окончил Одесское ВОКУ, в 1976 – Военно-политическую Академию, в 1985 г. – Военную Академию Генерального Штаба ВС СССР. С 2001 по 2004 гг. – первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности. Ныне – советник председателя СФ России. Президент Института геополитической информации. Доктор политических наук, действительный член Академии военных наук.