Будущее Индо-Тихоокеанского региона
Игорь Ульянов

Будущее Индо-Тихоокеанского региона

Индию и Японию натравливают на Китай и Россию

Лондон и Вашингтон хотят завлечь в блок AUKUS (Австралия - Великобритания - США) Индию и Японию и таким образом соединить безопасность Евроатлантики с безопасностью Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), чтобы играть в этой смычке видную роль.

AUKUS задуман как союз англосаксонских государств против растущего влияния Китая. Без конкурентов Пекина в ИТР сдержать китайский натиск сложно. Конкурентами являются Токио и Нью-Дели. Географически Япония и Индия замыкают Китай с флангов, сужая ему поле для манёвра. Австралия, в свою очередь, подпирает зону влияния Пекина снизу. Таким образом, Китай оказывается в некоем "треугольнике несвободы".

Несвобода эта относительна, Пекин и сам проникает в сферу влияния Канберры, налаживая отношения с островными государствами ИТР, но определённые ограничения на шаги Китая в регионе такой "треугольник" всё же накладывает.

Австралийские эксперты не исключают обострения конфликта региональных интересов Пекина и Канберры в ближайшие 5-8 лет, хотя и опасаются, что в течение двадцати лет Китай сможет вытеснить из Юго-Восточной Азии (ЮВА) американское влияние, существенно изменив региональный баланс сил. Вашингтону не поможет даже то, что 60% его флота оперирует в Тихом океане - американцы могут надеяться максимум на временный паритет сил. Австралия, отделённая от ключевых союзников тысячами морских миль, понимает, что находится в уязвимом положении.

Согласно данным Global Language Monitor, исследовавшего содержание 50 тыс. ведущих информационных агентств, тема "подъёма Китая" – самая популярная в ХХІ в. На протяжении последних пару десятков лет стратегия США в ЮВА была довольно успешной, но намерения Пекина укрепиться в геополитических "угодьях" Вашингтона заставляют американцев более пристально присматриваться к поведению китайской стороны.

Вашингтон–ближайший союзник Лондона. И США, и Великобритания углубляют сотрудничество с Индией, видя в ней наиболее способного игрока в ИТР, обладающего достаточными демографическими, политическими, экономическими, военными ресурсами для того, чтобы потеснить Пекин.

Приглашая Индию в AUKUS, англосаксы надеются отдалить её от России, ведь индийцы будут участниками антикитайского блока, а Китай–важный партнёр Москвы. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, подчёркивая необходимость взаимодействия ЕС и США с Южной Кореей, Японией, Австралией, назвал Москву и Пекин двумя авторитарными державами, угрожающими устоявшемуся миропорядку.

Столтенберг, правда, не сказал, что вечного миропорядка не бывает–история имеет особенность вносить изменения в человеческую жизнь. Текущий миропорядок установлен силой после саморазрушения Советского Союза и в пользу коллективного Запада. Для других государств этот миропорядок кабален.

Американцам желательно, чтобы экономическим "якорем" для стран региона служил не Пекин, а Нью-Дели. Активная индийская политика в регионе значительно затруднит Китаю реализацию его амбициозных планов. К неудовольствию Пекина, Нью-Дели уже приступил к экономическому освоению Вьетнама, укреплению торговых и военных связей с Мьянмой и Австралией. Американо-индийский диалог о политическом и экономическом будущем ЮВА, в ходе которого согласовываются нюансы стратегии обеих стран в регионе, тоже настораживают Пекин.

По прогнозам, к 2040 году 80% всей нефти, потребляемой Китаем, будет импортной. Большую часть "чёрного золота" Пекин импортирует через Малаккский пролив, и значение пролива для китайской экономики повысится в разы. Китайцы предлагают Таиланду прорыть канал через перешеек Кра, идея Бангкоку нравится, но не нравится англосаксам. Канал через Кра был бы удобным выходом из затруднительной ситуации и коротким маршрутом для импорта ближневосточной нефти. Стоимость проекта – $20-30 млрд, и Китай готов инвестировать.

Блок AUKUS считает появления Таиландского канала через Кра очень нежелательным. По подсчетам Малайзийского морского института (Malaysia Maritime Institute), Малаккский пролив не в состоянии пропустить более 122,6 тыс. кораблей в год. Нагрузка на канал возрастает, и остро встает вопрос о поиске альтернативных путей. В качестве таковых могут выступить также Зондский пролив между индонезийскими островами Ява и Суматра и Ломбокский пролив, соединяющий Яванское море с Индийскими океаном. Но этот маршрут на 7-9 дней дольше и, соответственно, дороже, что делает появление Таиландского канала со временем неизбежным.

России выгодно, чтобы в ИТР было несколько полюсов силы, в данном случае это Индия и Китай. Но России невыгодна переориентация Индии на Лондон и Вашингтон. Окончательного слова по этому вопросу Нью-Дели ещё не сказал, предпочитая многовекторную политику, которая включает в том числе и расширение партнёрства с Кремлём. В любом случае англосаксы и японцы в ближайшее время будут давить на Индию, чтобы заставить её занять более жёсткую позицию и в отношении Китая, и в отношении России, ибо в скором будущем судьба мира будет решаться не только в Восточной Европе, но и в Тихоокеанском регионе.