Си Цзиньпин едет в Москву
Анна Пономарева

Си Цзиньпин едет в Москву

Стоит ли ожидать прорыва в отношениях с КНР

В Москву с государственным визитом едет глава Китая Си Цзиньпин. Дата официально определена, председатель КНР посетит Россию 20-22 марта по приглашению президента Владимира Путина. «В ходе переговоров будут обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем», — сообщила пресс-служба Кремля, добавив, что по итогам переговоров состоится подписание ряда важных двусторонних документов.

Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь также пояснил, что поездка Си Цзиньпина станет визитом дружбы и еще больше укрепит взаимопонимание и доверие между странами. А встреча президентов придаст новый импульс развитию отношений Москвы и Пекина.

Формулировка весьма схематичная, однако, несет в себе немало информации. Действительно, партнерство развивается, один товарооборот между странами составил почти $200 млрд, и импульса к новым соглашениям многие ждут. И не менее важен символизм визита Си Цзиньпина. Его переизбрали в третий раз, а в Китае существует традиция, что глава государства после вступления в должность отправляется в самую дружественную страну. Таким образом Пекин свидетельствует миру, что его ближайший союзник — Москва, с которой у него сегодня самые близкие отношения. Кроме того, это сигнал поддержки России, против которой ополчился Запад, особенно в условиях, когда лагерь «цивилизованных» давит также и на Китай, полагают эксперты.

Причем прессинг усиливается. Недавно, например, Белый дом по линии Минобороны предложил выделить в 2024-м финансовом году $9,1 млрд на «сдерживание» Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Минфин США объявил о введении санкций против китайских компаний за «поддержку» иранской программы создания беспилотников. В Конгрессе сегодня рассматриваются законопроекты, направленные на противодействие КНР в экономической сфере, а также на поддержку Тайваня. И их, по всей видимости, одобрят.

Один из них, например, обязывает американский Минфин «противостоять увеличению веса китайского юаня в корзине валют, определяющей стоимость специальных прав заимствования», которые являются расчетной единицей МВФ. Иными словами, готовится таран по внешней торговле КНР. Все это весомые поводы для китайских товарищей поволноваться и заставить дергаться Вашингтон, демонстрируя свою поддержку Владимиру Путину.

Другое дело, что нам не стоит испытывать особых иллюзий по поводу «дружбы» Пекина. Он не станет бросаться на амбразуру за кого-то еще. Не станет и помощь военную оказывать, пока ему это не выгодно и пока его открыто не терроризируют.

В то же время удачно выбран момент для демонстрации своих симпатий. В период, когда США испытывают серьезный финансовый кризис, в мире активизировались рекомендации и пожелания ускориться в дедолларизации, а китайский юань набирает высоту, в самый раз обсудить с Москвой дальнейшие перспективы болезненных для Вашингтона шагов. Да и что там скрывать, не грех китайцам воспользоваться трудной для России ситуацией, в которой она оказалась сегодня. Москва, при пока еще скудном объеме собственного производства, устремляется из одной зависимости в другую. Так что скоро мы, действительно, узнаем о подписании новых соглашений в торговой сфере, в том числе и о поставках в Китай ресурсов.

Впрочем, у некоторых аналитиков еще жива надежда на то, что при всей осмотрительности Пекина планета сможет увидеть рождение мощного политического альянса, который положит конец однополярности и поделит мир напополам, поскольку не только у России нет особого выбора, отсутствует он и у КНР. Если китайские товарищи продолжат сидеть на двух стульях, ожидая чудес и милости от западного диктатора, то закончится все весьма плачевно даже для такой крупной экономики. И они это прекрасно знают, равно как и то, что время определяться по вопросу реальной поддержки России давно наступило. Другое дело, что в военную помощь Пекина опять-таки верится с трудом, особенно на фоне китайского «миротворчества» и экономических связей с Вашингтоном.