Юг России
Артем Ольхин

Юг России

Как живут на территории ДНР, освобождённой год назад

В конце мая 2022 г. украинские нацисты были окончательно изгнаны из Мариуполя. В ходе этой масштабной операции, в тот период, когда русские войска заходили со стороны Запорожской области, от власти бандеровцев избавились и другие города юга России — Бердянск, Мелитополь. И именно с того направления неожиданным ударом, который вынудил ВСУшников и нацбаты бежать, были очищены территории ДНР, которые находились под оккупацией с лета 2014 г. Это большие сельские районы, которые не так часто попадают в кадр федеральных новостей. Но жизнь там идёт на поправку, и это очень радует.

Радует потому, что ещё прошлой весной в первый раз, когда возникла критическая необходимость ехать в Володарское, районный центр неподалёку от Мариуполя, это нужно было делать, огибая очаги боевых действий, используя просёлочные грунтовки, петляя в колоннах боевой техники. Тогда два больших района — Першотравневый с центром в Мангуше и Володарский в результате молниеносного отступления укропов, которых срочно вызвали на усиление в Мариуполь, практически не пострадали от боевых действий. Зато несколько месяцев люди сидели без электричества, без возможности пользоваться мобильной связью даже в 2G (к слову о всемогущем интернете в условиях боевых действий), без газа, в то время, как многие дома могли отапливаться только через центральные коммуникации.

Всё это привело к огромному количеству смертей и болезней. Ситуация дополнительно отягощалась тем, что мирные жители, которым удалось выскользнуть из убийственного тогда Мариуполя, оседали в пунктах временного размещения или просто «у добрых людей» именно в этих районах, и в соседних с другой стороны, Тельмановском и Новоазовском. В те дни холодной весны 2022 г. юг ДНР являлся зоной бесконечного бедствия и коллапса.

Лицо войны — это не только пожары, обстрелы и жестокость. Это и бесконечные очереди, тотальная неустроенность, в которую ты убежал от смерти в лучшем случае с пакетом документов. Когда нет толком даже хлеба, питьевой воды и тёплых вещей. И денег на всё это нет тоже. Очень метко спели ребята из группы «Зверобой»: «Царская трапеза на кирпичах, здесь понимаешь цену вещам». Но сегодня всё это уже позади. Для жителей всех окрестностей Мариуполя — точно.

Мы с коллегами ехали, чтобы поздравить детей из местных школ с праздником последнего звонка. Для них завершился первый нормальный учебный год, в котором не было войны, не было истерики COVID-19, не было никаких «дистанционных» обучений. Самое главное — не было укропской пропаганды. На торжественной части мероприятия в том селе, в котором довелось побывать лично мне, своими глазами видел, что ребята, которым поручили выносить флаги России и ДНР, делали это с гордостью. Шли «по гражданке», но чеканили шаг. Думается, когда-то так будет и в Киеве.

Дороги

Это первое, на что обращаешь внимание по пути на юг. Сейчас от Донецка в направлении Мариуполя покрытие не просто ремонтируют. Дорожное полотно расширяют даже на просёлочных объездных. И участки, на которых раньше можно было показывать школьникам модель того, как выглядят лунные кратеры, становятся ощутимо короче с каждой поездкой в том направлении. Количество дорожной техники, которая применяется в этом процессе, очень впечатляет.

Следы оккупации

Раньше по пути в этом направлении невозможно было проигнорировать следы войны. Желтые таблички с черепами и надписями «Заминировано» в начале зоны украинского контроля по направлению к Волновахе. Уродливые бетонные конструкции в полях по направлению к Донецку (чтобы наши не могли пройти), за ними — ДОТы и окопы. Удар, который ВСУ тогда получили с юга, в затылок, не дал сработать всем этим филиалам смерти. Теперь на обочинах вы можете увидеть большие кучи треугольных противотанковых заграждений или похабного вида морских буёв, а в полях — зелёные волны посевов. Мы редко говорим об этом, но всё это и есть свидетельство нашей Победы и того факта, что украинская сторона НИЧЕГО не смогла выиграть с момента начала СВО.

Ещё один хороший штрих — полная отмена дурацкой путаницы, вызванной украинской политикой «декоммунизации». Жителям освобождённых сёл и посёлков трудно скрыть радость, что улице с названием «Львовская» вернули старое имя — Чапаева. И это тоже происходит повсеместно.

Транспорт

Очень долгое время с юга и обратно можно было переместиться только на личном транспорте и только с пропуском. Но сейчас война отступила, и гражданское сообщение налаживается. Можно ехать автобусом или по ЖД. Для примера, маршрут «Москва — Мариуполь — Волноваха» не трудно встретить на автовокзалах столицы.

Гражданская инфраструктура

Из разговора с коллегами в школе узнал, что только в том районе, в который приехали мы, отремонтировано уже почти 20 школ. По соседству с нашей через забор — полностью восстановленный детский сад. Новенький, с хорошей спортивной и игровой площадкой. Такие картины на юге встречаешь повсеместно. Как говорит коренное население: «Столько здесь не делалось никогда». И хочется верить, что это всё — только начало.

Историческая память

Главное, что поразило меня в этой поездке: в селе уцелел памятник бойцам, которые погибли в годы Великой Отечественной. В первую очередь, это значит, что там и в годы украинской власти не нашлось никого, кто требовал бы срочно «декоммунизировать» монумент и братскую могилу. И это значит, что нас здесь ждали, как бы то ни было. И эти люди заслужили того, что сейчас их жизнь постепенно становится лучше.

Конечно же, проблем в ДНР остается много. Есть они и на юге России, недавно присоединенном к своей большой Родине. Но на примере того, что там происходит, можно понять главное.

Пока Украина продолжает жечь и разрушать, наша страна созидает даже там, где война ещё толком не завершилась. Это дает надежду и веру в будущее. Так когда-то наши предки отстроили назад всё, что уничтожили гитлеровцы и их прихвостни. Так будет и в этот раз.