Русофобская дуга от Киева до Хельсинки
Игорь Ульянов

Русофобская дуга от Киева до Хельсинки

Запад выстраивает глобальный альянс против Москвы

Балтийское море превращается в объект повышенной геополитической конкуренции между НАТО и Россией. Причём Россия не претендует на большее, чем у неё было с момента распада СССР. Запад, напротив, старается вытеснить Россию из балтийской акватории и превратить Балтику во "внутреннее озеро НАТО", чего никогда ранее не было.

Заметна активизация сотрудничества между Польшей и Швецией. Эти страны приговорены к взаимодействию самой географией. Они лежат на противоположных берегах Балтики, и геополитическая ось Варшава-Стокгольм словно пересекает Балтику поперёк, заграждая России выход из Балтики в Атлантику.

В XVII в. Швеция, стремясь к господству в регионе, пошла на Польшу войной. Об этом рассказывает известный роман "Потоп" самого читаемого польского писателя-баталиста Хенрика Сенкевича (1846-1916). Шведы творили ужасные зверства в Польше. Отрубали крестьянам одну руку и одну ногу, оставляя их умирать в муках. Ломали пальцы пленным курками ружей. В польскую историю эти времена вошли под названием "Кровавый потоп".

Но вместо претензий шведам за такие жестокости Варшава предпочитает выдумывать зверства, будто бы совершённые русскими солдатами в разные времена в Польше. Швеция – геополитический союзник Польши, Россия – геополитический соперник. Под эту матрицу подстраиваются польская история и идеология польского государства.

Цель НАТО – закрыть России выход из Финского залива. Присоединение Швеции и Финляндии к НАТО облегчает эту задачу. Одновременно поляки поговаривают о строительства канала через Балтийскую косу. Она отделяет Калининградский залив от остальной акватории. Если канал появится, главная база Балтийского флота РФ в г. Балтийск может быть заблокирована, стоит только натовским судам войти в Калининградский залив через данный канал.

Впрочем, пока канала нет, и НАТО старается ограничить действия России на Балтике другими способами, в т.ч. поддерживая польско-шведский союз. Поддержанный Варшавой визит президента Украины Зеленского в Хельсинки 3 мая сего года для переговоров с властями Финляндии, Швеции, Дании и Исландии (форум Северная Европа – Украина) носил ярко выраженный геополитический антироссийский характер. Речь шла о деталях выстраивания с участием Украины оси Север-Юг – навязчивой идеи польской внешней политики, заинтересованной в сломе традиционной оси Запад-Восток.

Ось Запад-Восток не даёт Польше стать заметным игроком на энергетическом рынке Европы, т.к. основные газо- и нефтепроводы идут из России в Германию, и эти страны имеют здесь решающее право голоса.

Ось Север-Юг ослабит немецко-российский энергетический дуумвират, позволит Варшаве стать транзитёром природного газа из Норвегии через территориальные воды Дании и территорию Польши в страны ЕС. Именно ось Север-Юг позволит Польше повысить свой геополитический авторитет в глазах США и стран Скандинавии, поскольку Польша для них – удобный плацдарм с выходом к границам России на Балтике и влиянием на Украине.

Балтика – один из столпов польской доктрины Междуморья. Её цель – создание русофобского "санитарного кордона" на пространстве от Чёрного до Балтийского моря или, чуть шире, от Скандинавии до Закавказья. Польша географически расположена в центре этой конструкции, ей и карты в руки. Так думают в Варшаве.

Польша убеждает соседей, что доктрина Междуморья направлена на укрепление стабильности Балто-Черноморского региона. В действительности Междуморье – это не дорога к миру в Восточной Европе, а прямой путь к войнам и конфронтации. Междуморье предполагает разрыв устоявшихся экономических цепочек между постсоветскими республиками, их ослабление через вражду с Россией и их зависимость от Польши. Как это выглядит на практике, мы видим на примере Украины.

Кроме того, Междуморье гармонично вписывается в прочие геополитические концепции Запада (Балто-Черноморский союз, ГУАМ, Инициатива трёх морей и т.п.). Ни одна из этих концепций не предусматривает добрососедских отношений с Москвой. Напротив, все они носят ярко выраженный антироссийский характер. О каком вкладе НАТО в стабильность и безопасность в Европе можно в таком случае говорить?

При содействии США и Польши образуется своеобразная антироссийская дуга, пролегающая от Киева через Варшаву, Копенгаген, Осло, Стокгольм и замыкающаяся на Хельсинки. Россия вынуждена это учитывать в своей внешней политике.