Кровавая баня для ВСУ
Артём Шабанов

Кровавая баня для ВСУ

Премьер Венгрии оценил перспективы украинского «наступа»

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в эфире радио Kossuth призвал не допустить контрнаступления ВСУ во избежание многочисленных потерь и эскалации конфликта.

"Я сам, как человек, полтора года прослуживший в армии, и без окончания военной академии выучил, что у нападающих бывает в три раза больше потерь, чем у обороняющихся. И для страны, население которой составляет лишь часть населения противоборствующей страны (в России население — 130-140 млн человек, на Украине — мы не знаем, сколько, наверное, где-то между 30-40 млн), при таких обстоятельствах начинать большую стратегию — это кровавая баня", — подчеркнул Орбан (цитата по РИА "Новости").

Венгрия не поддерживает антироссийские санкции и отказывается снабжать Зеленского оружием. Под давлением Запада Будапешту всё же пришлось взяться за обучение украинских военных медиков и разрешить пролёт самолётов НАТО с оружием для Украины через венгерское воздушное пространство. Венгрия по многим международным вопросам является союзницей России, но у неё есть и свои интересы, не совпадающие с российскими.

Выступая против контрнаступления ВСУ, Будапешт хочет предотвратить вероятный разгром украинской армии, т.к. иначе конфликт выйдет на новый виток, и Венгрии будет ещё сложнее защищать перед Западом свои экономические интересы, в т.ч. планы сотрудничества с Москвой в энергетике.

Также Будапешт опасается утратить рычаги влияния на Закарпатье в случае разгрома ВСУ, поскольку вслед за вероятным проигрышем Киева в войне последует усиление российского военно-политического присутствия на Украине, где проживает 156-тыс. венгерская диаспора.

Украинские венгры живут преимущественно на Закарпатье. В старину эту землю называли Карпатской Русью. Венгрия, в отличие от Киева, признаёт существование русинского народа и не считает Закарпатье исконно украинской территорией.

Помнят в Венгрии и об итогах закарпатского референдума 1991 года, который проходил одновременно с референдумом о независимости Украины. Тогда закарпатцы проголосовали за автономный статус их региона в составе Украины, но Киев, признав результаты референдума о независимости Украины, референдум об автономии Закарпатья проигнорировал.

Одновременно в 1991 году в закарпатском Берегово, где проживают в основном венгры, состоялся районный референдум, на котором 81,4% избирателей высказались за создание в Береговском районе венгерского автономного округа. Результаты областного и районного закарпатских референдумов 1991 года сохраняют юридическую силу, но украинские власти игнорируют их более тридцати лет.

Венгерский вопрос потому и беспокоит Киев, что он неразрывно связан с русинской проблемой. Самостийная Украина так и не сумела заслужить доверие русинского народа. Русины охотнее смотрят в сторону соседней Венгрии, где, в отличие от Украины, русинское самосознание не подавляется.

Будапешт официально объявил курс на трансграничную консолидацию зарубежных венгров. Лишившись в наказание за участие в Первой мировой войне на стороне Германии немалой части своих земель, Венгрия теперь пытается сплотить проживающих там венгров — в Словакии, Сербии, Хорватии, Румынии.

Закарпатских венгров Будапешт тоже без внимания не оставляет и надеется, что в будущем Карпатская Русь, которую в период её десятивекового нахождения в составе Венгерского королевства называли Угорской (т.е. Венгерской) Русью, снова станет частью Венгрии. Диаспоральная политика Венгрии – это игра в долгую. В ближайшие несколько лет изменений в этой политике ожидать не приходится.

Идеальная для Будапешта картина — это ослабленная Украина, лишённая контроля над Закарпатьем, и Россия, находящаяся в состоянии, которое не позволит ей помешать Венгрии распространять своё влияние в местах компактного проживания венгерской диаспоры, в данном случае на Закарпатье.

Орбан беспокоится, поскольку Москва ещё не озвучивала конечные географические рамки спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. В Будапеште гадают: "Вдруг СВО докатится когда-нибудь до Закарпатья?". Такой сценарий Будапешт считает нежелательными и наверняка готов сам поучаствовать в демилитаризации и денацификации Украины, но пока сдерживает себя. Тем более, что на Закарпатье ОУН-УПА постоянно никогда не присутствовала, и уровень симпатий к бандеровщине в регионе — намного ниже, чем в Галичине.