Украинская литература как иллюзия самоубийц
Максим Газизов

Украинская литература как иллюзия самоубийц

Современные украинские писатели и стихотворцы обречены на забвение

В результате боевых действий в зоне проведения СВО погиб Игорь Мисяк. Уверен, вам ничего не говорят это имя и причина, по которой среди десятков тысяч ликвидированных украинских боевиков в ленте новостей мелькает сообщение о смерти именно этого человека. Просто есть одно слово, которое пишут перед его именем: «писатель».

Возникает закономерный вопрос: а что этот писатель, собственно, написал? Мисяк написал единственный роман — «Завод», кроме того, он уверял, что пишет ещё и стихотворения. Но не издавал. То есть не просто писатель, а ещё и «поэт». «Украинский поэт и писатель». Что же собой представляет подобное явление?

Что касается Мисяка, то, как и у каждого украинского боевика, биография его достаточно банальна: в 2013-2014 годах участвовал в «майдане», затем вступил в запрещённый в РФ "Азов", в 2022 году записался в «тероборону», потом был переведён в 28-ю бригаду ВСУ. На днях был ликвидирован. «Злые языки» говорят, что Игорь избивал сослуживцев, которые «неправильно» трактовали «каноническую» историю Украины. Что касается его произведения, то роман, если кратко охарактеризовать, представляет собой этакий скучнейший соцреализм, испытавший веяния постмодернизма.

Вообще, понятия «украинская литература» и особенно «украинская поэзия» вызывают целый ряд вопросов у классических филологов – от аксиологических (ценностных) до вопросов, связанных с биографиями творцов. Если говорить об «известных современных» украинских писателях и «поэтах», то биографии их также однотипные: тусовка, поддержка «майданов», затем опять тусовка или форма ВСУ (но чаще — нет). Тот же Юрий Андрухович, которого даже преподают как «современного украинского великого писателя», решил не идти на фронт, а получать премии за свои произведения. Его на Украине называют «современным классиком».

«Современному классику» была даже вручена премия Гейне 2022 года; как сообщала администрация Дюссельдорфа, он получил 50 тыс. евро. Интересно, за какие заслуги? Впрочем, не пытайтесь понять логику вручений мировых литературных премий. В своё время выдающийся русский литературовед Вадим Кожинов составил список тех, кто в определённое время получил Нобелевскую премию по литературе, а параллельно — список тех, кто творил в это же время, но «Нобелевки» удостоен не был. В первый вошли такие «выдающиеся» творцы, как Перл Бак, Хасинто Бенавенте, Пауль Гейзе, Карл Гьеллеруп, Грация Деледда, Джозуэ Кардуччи и т. д. А во втором списке оказались такие «малоизвестные» авторы, как Федерико Гарсия Лорка, Джеймс Джойс, Эмиль Золя, Хенрик Ибсен, Франц Кафка, Маргарет Митчел... Понятно, что и теперь даже Нобелевскую премию дают за «правильные» политические взгляды, а не за определённые художественные достоинства.

Тот же Андрухович, если почитать, например, его роман «Московиада» (который, кстати, преподаётся в украинских университетах на курсах украинской литературы), окажется элементарным подражателем. Настоящий филолог легко угадает, что подражает он... Эдуарду Лимонову. Именно у него он заимствовал жанр художественной автобиографии с откровенными сценами. Парадокс состоит в том, что Лимонов ещё в 90-е годы говорил, что Крым и Донбасс — это русские территории. Так же русским считал Лимонов родной ему Харьков.

Таким образом, Андрухович — это такой «украинизированный Лимонов», который только «правильных» политических взглядов. «Правильных» политических взглядов — и украинский стихотворец Сергей Жадан. Летом 2022 года он был удостоен Премии мира немецких книготорговцев за «гуманитарную позицию, с которой он обращается к людям на войне и помогает им».

Что касается «поэзии» Жадана, то она представляет собой этакие монотонные опусы, за которыми теоретик литературы легко узнает... Иосифа Бродского. Переведите на украинский «позднего» Бродского и вы получите Сергея Жадана. Кстати, Бродский пользуется определённым авторитетом среди так называемой либеральной общественности России (дело не в поэзии, а в том, что во времена СССР Бродский переехал в США. Но эти же люди, выступающие против СВО, предпочитают закрыть глаза на стихотворение Бродского «На независимость Украины». Финал стихотворения таков: «...будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса»).

Образцом для себя многие украинские стихотворцы определили Василия Стуса. Его именем был назван даже двойник ДонГУ, который расположен в Виннице. Напомним, начиная с 2014 года ряд преподавателей донецких ВУЗов переехали на подконтрольную Киеву территорию, где для них насоздавали двойников донецких университетов и институтов. Правда, поработав некоторое время там, некоторые из уехавших, осознав несоизмеримую разницу в уровне собственно донецких учебных заведений и ВУЗов-двойников, захотели вернуться в Донецк...

В «поэзии» Стуса — небрежный «стиль». Нет, это не «специально»; действительно, бывает, что небрежный стиль создаётся автором для решения определённых художественных задач, но здесь не тот случай. Стус просто не владеет элементарными стихотворческими навыками. Плюс некоторые его стихи — это плохо сложенные (в отличие, например, от Маяковского) политические агитки.

Стуса на Украине ценят как раз именно за политику. Ведь он был не просто диссидентом, а ещё и украинским нацистом. Именно за эти «заслуги» во времена президентства Виктора Ющенко к филологическому факультету прибили памятную доску со Стусом. Несмотря на отчаянное сопротивление преподавательского состава, доска продержалась до 2015 года, ведь инициативу славить Стуса жёстко охраняла СБУ.

И ещё. Современные украинские стихотворцы предпочитают писать верлибры (стихи, которые не имеет четко заданной рифмы и метрики). Это стало крайне модным в 80-90 годах прошлого столетия повсеместно. Но украинские стихотворцы уверяют, что «верлибр — это высший пилотаж». Действительно, некоторые поэты писали верлибры (например, Александр Блок). Правда, это было скорее исключение из правил. А для украинских стихотворцев стало правилом. Разгадка проста: люди просто не умеют рифмовать и выдерживать ритм, создавая стихи. Они ничего не слышали о силлабо-тонической (слогово-ударной) системе стихосложения. Потому верлибр для них — единственный выход. То, что в традиционной поэзии является исключением, выдают за правило.

Вообще, на мой взгляд, наиболее наглядно демонстрирует, что представляет собой украинская литература, жизнь и творчество украинского писателя начала прошлого века Николая Хвылевого (подлинное имя — Николай Григорьевич Фителёв).

Он родился в Ахтырском уезде Харьковской губернии в абсолютно русской семье. Его родной язык — русский. После революций 1917 года вступил в партию большевиков. Но и это ещё не всё интересное в биографии «украинского национального писателя». Он служит в ЧК и отличается крайней жестокостью. Затем позиционирует себя как украинского националиста. Итог: Хвылевый пускает себе пулю в голову.

Последнее. Мы часто спрашиваем: откуда у боевиков ВФУ столько жестокости? Почему при обмене пленными мы отдаём их боевиков в нормальном состоянии, а получаем взамен наших искалеченных солдат? Потому что между русским человеком и зверем стоят Пушкин, Достоевский, Чехов. А на Украине это запретили.