Польский Маккарти выявит «российское влияние»
Максим Кустов

Польский Маккарти выявит «российское влияние»

Граничащая с безумием русофобия набирает обороты

Госкомиссию по изучению «российского влияния» на решения польских властей в период с 2007 по 2022 гг. могут создать в Польше на последнем заседании Сейма (нижней палаты парламента) нынешнего созыва. Об этом в телеинтервью сообщил евродепутат от правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) Адам Белан.

В конце мая 2023 г. президент Польши Анджей Дуда подписал принятый парламентом закон о создании госкомиссии. В состав комиссии должны войти девять политиков, кандидатуры которых утвердит Сейм. Они будут анализировать работу государственных служащих, факты передачи информации третьим лицам, влияние на содержание управленческих решений, принятие «вредных решений», заключение контрактов и обращение с государственными или корпоративными средствами.

По итогам разбирательства комиссия может отменить то или иное административное решение и запретить выполнять функции, связанные с распоряжением госсредствами, на срок до 10 лет.

Когда эта комиссия заработает, многим польским политикам, чиновникам и бизнесменам сильно не поздоровится. Исторический опыт тому порукой.

Разрабатывая план создания госкомиссии, поляки явно вдохновлялись американским примером. В США в прошлом веке поработала, что называется с огоньком, от души, печально знаменитая «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности» (иногда переводится как «Комиссия по расследованию неамериканской деятельности»). Создана она была в 1934 г. для борьбы с «подрывной и антиамериканской пропагандой».

Особенно бурную деятельность комиссия развернула во второй половине 40-х годов. Тогда преследованию подверглись многие знаменитости, среди которых были Поль Робсон, Чарли Чаплин, Бертольд Брехт.

В 1947 г. комиссия занялась Голливудом. Ряду кинематографистов были разосланы повестки с требованием прибыть на публичные слушания, многие из них были включены в «черный список». Некоторые деятели киноискусства не выдерживали давления и кончали жизнь самоубийством.

В 1950 г. сенатор-республиканец Джозеф Маккарти выступил с речью, в которой заявлял, что в государственном департаменте Соединенных Штатов число коммунистов достигло 205 человек. С участием Маккарти выявление «антиамериканских» персонажей пошло еще активнее. По такому случаю даже термин «маккартизм» появился.

Теперь поляки решили маккартизмом заняться. Дело, конечно, не только в желании использовать американский опыт. Ранее в Польше старательно выявляли «агентов» советской эпохи. Даже экс-президента этой страны, некогда лидера профсоюза «Солидарность» Леха Валенсу обвиняют в том, что он в свое время был агентом спецслужб по кличке «Болек».

Директор Института национальной памяти Польши Лукаш Каминьский признал подлинными документы о сотрудничестве Леха Валенсы со службами безопасности Польской Народной Республики (ПНР) в 1970-1976 гг.

Институт национальной памяти — организация, которая непосредственно связана с систематическим уничтожением памятников солдатам Красной Армии в Польше. Заодно институт решает, кто агентом был.

Преемника Валенсы на посту президента Польши Александра Квасьневского тоже обвиняют в том, что он был агентом по кличке «Алек». Да кого только в Польше в этом не обвиняют!

Теперь у Института национальной памяти конкурент появится. Вдобавок к традиционному выявлению агентов советской эпохи госкомиссия выявлением современного «российского влияния» займется. При желании и умении едва ли не любое соглашение с Россией по любому вопросу или любую коммерческую сделку можно объявить «вредным решением».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков как-то заявил о поведении польских властей: «Это даже уже не русофобия, это такой граничащий с безумием процесс, который происходит в Польше. Мы знаем, что на протяжении всей истории Польша время от времени в это безумие своей ненависти к русским скатывается, это повторяется на протяжении многих столетий, с XVI-XVII века, а то и раньше даже».

Безумие это даже в польской литературе описано. У польского классика Болеслава Пруса есть произведение «Ошибка». Один из персонажей много лет подвергался травле в небольшом польском городке, поскольку его российским агентом считали. В конце-концов его повесили. Ошибка вышла, никаким агентом этот человек вовсе не был.

Интересно, сколько ошибок будущая госкомиссия сделает, скольким полякам эти ошибки жизнь испортят?