Удар по Севастополю требует жесткого ответа
Василий Иваненко

Удар по Севастополю требует жесткого ответа

В идеале — по центрам принятия решений на Западе

В ночь на 13 сентября ВСУ нанесли удар десятью крылатыми ракетами по Севастополю. Семь ракет были сбиты средствами ПВО, еще три достигли своих целей, сообщили в Минобороны РФ. Целью противника стал судоремонтный завод имени Орджоникидзе, в результате попаданий получили повреждения два корабля, стоявшие на ремонте. Как считает военный аналитик Алексей Анпилогов, теперь Россия просто обязана предпринять жесткие ответные меры.

По данным Минобороны РФ, кроме крылатых ракет, еще три украинских безэкипажных катера пытались атаковать в море отряд кораблей Черноморского флота. Все они были уничтожены ответным огнем патрульного судна «Василий Быков». Губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявил, что после атак противника начался пожар на южной площадке Севморзавода, там работали все специальные службы. Также Развожаев сообщил, что после ракетного удара пострадали 24 человека, еще двое погибли.

По мнению военных экспертов, ракетная атака шла волнами. После первого удара к доку «Десна» подъехали спасатели и пожарные, и противник тут же нанес новый удар. В итоге много гражданских получили травмы, попав под взрывную волну и осколки. В целом, атака на Севастополь была комбинированной: Storm Shadow применялись как основное средство поражения, а украинские ракеты С-200 — как вспомогательное, чтобы перегрузить наше ПВО.

Американский OSINT-аналитик DefMon считает, что целью ракетного удара ВСУ по Севастополю мог стать один из больших десантных кораблей ВМС РФ проекта 775, а также подлодка проекта 877 класса «Кило». Он опубликовал спутниковый снимок, на котором эти суда видны стоящими в сухих доках Севастопольского порта по состоянию на 8-е сентября. Другие военные эксперты считают, что для атаки по Севастополю противник использовал противокорабельные ракеты «Нептун».

Тем временем источник в Офисе президента Украины заявил, что по Севастополю впервые были применены управляемые ракеты класса «земля-земля», запущенные с британских установок M270 MLRS. Удар был комбинированным и координировался МI-6, часть ракет была класса «воздух-земля» Storm Shadow, они были запущены с двух истребителей ВСУ, а из Николаевской области работал M270 MLRS.

Как сообщил военный аналитик, глава фонда «Основание» Алексей Анпилогов, хотя серьезных успехов ВСУ добиться не удалось, России все же стоит задуматься о качественном улучшении системы обороны Крыма.

«Нашим военным не стоит «посыпать голову пеплом». Да, два судна в сухих доках, судя по всему, были повреждены, и еще предстоит провести оценку их состояния. Но военный корабль — сам по себе довольно прочная конструкция. Если он уже находится в сухом доке, то все необходимые восстановительные работы могут быть проведены прямо на месте, — указал Анпилогов. — Максимальная мощность ракетной боеголовки — 500 кг тротила. Если суда не выгорели и пожар на них удалось оперативно потушить, то они, в принципе, подлежат восстановлению».

Также эксперт пояснил, почему ВСУ нанесли ракетный удар именно по докам, а не по кораблям ЧФ в Севастопольской бухте.

«Почти все современные крылатые ракеты атакуют по заранее заданным координатам. Атака на движущуюся цель — это, скорее, задача специальной противокорабельной ракеты — такой, как натовский «Гарпун» или украинский «Нептун». Но это гораздо более сложная и дорогая ракета, она летит со сверхзвуковой скоростью, и у нее намного более сложная головка наведения, чем у крылатой ракеты — либо инфракрасная, либо активная радиолокационная. Обычной крылатой ракетой поразить движущуюся надводную цель крайне тяжело», — отметил Анпилогов.

Удар по заводу в Севастополе был нанесен после заранее проведенной силами НАТО спутниковой разведки, по точно установленным координатам, внесенным в полетное задание ракет.

«Если верить Минобороны РФ, то все выглядит не так уж радужно для ВСУ. По сути, более-менее мощный удар по докам потребовал около десятка современных натовских ракет. При этом Storm Shadow на Западе изготовлено не более 500 штук, а немецких Taurus — всего около 600, причем немцы их делали на протяжении десяти лет. Годовое производство таких ракет в мире — от 80 до 100 штук. И потратить десятую часть годового производства на скромный удар по судоремонтному заводу — роскошь даже для НАТО, это удар стоимостью в десятки миллионов долларов», — считает аналитик.

По его словам, объем нанесенных нашим кораблям разрушений еще предстоит оценить.

«Логично, что ВСУ нанесли комбинированный удар, выпустив ракеты и с воздуха, и с земли. У ракет SCALP и Storm Shadow есть опция запуска как с наземных установок, так и с самолетов ВВС Украины. В случае наземного запуска у крылатой ракеты меньше подлетное время, труднее засечь ее запуск — сразу после взлета она может «прижаться» к рельефу местности», — пояснил Анпилогов.

Он уверен, что Минобороны РФ должно предпринять серьезные ответные меры после удара по Севастополю.

«Военное и политическое руководство РФ не раз заявляло, что перенос ударов западными вооружениями на территорию нашей страны, за пределы зоны боевых действий, будет расценен Москвой как эскалация конфликта. Переход такой «красной линии» неизбежно вызовет ответный удар по центрам принятия решений противника, — напомнил эксперт. — Поэтому здесь всего три опции. Первая — Россия не наносит ответных ударов в ответ на атаку ее территории, не идет на эскалацию конфликта. Вторая опция — «центром принятия решений» считается Киев, и удары наносятся по административным зданиям и командным пунктам на Украине. Третий вариант — удары наносятся по территории стран НАТО. Например, по французским и английским объектам, так как именно эти страны поставили Киеву крылатые ракеты SCALP и Storm Shadow».

Анпилогов указал — нам не нужно наносить удары по Лондону или Парижу, эти страны имеют массу заморских территорий, вроде Гибралтара или французских военных баз в Африке.

«Конечно, такой удар со стороны РФ наименее вероятен, хотя он стал бы наиболее отрезвляющим для наших противников. Он привел бы к острому военно-политическому кризису и создал массу трудностей для России. Но при этом показал бы нашу решимость в противостоянии с «кукловодами Киева» и продемонстрировал бы НАТО наши реальные военные возможности», — заключил Алексей Анпилогов.