Опыт прошлого и сейчас актуален
Успешный удар ОТРК «Искандер-М» ВС РФ по аэродрому ВСУ в Миргороде уже успели оценить в западной прессе: «Возможно, это был один из самых дорогостоящих дней для потрепанной украинской авиации».
Удары по вражескому аэродрому, если они хорошо организованы и вовремя проведены, могут причинить неприятельской авиации чрезвычайно тяжелые потери. Исторический опыт борьбы с фашизмом служит тому подтверждением.
Германский генерал Вальтер Швабедиссен в книге «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» описал одну из самых удачных воздушных атак советскими летчиками немецкого аэродрома, совершенную в 1943 году: «Поучительный пример возросшей эффективности русских бомбардировщиков был продемонстрирован во время налета на немецкий аэродром Котлы, расположенный в районе Финского залива. Через несколько часов после приземления немецких бомбардировщиков из I группы 1-й бомбардировочной эскадры, по летному полю со стороны моря и на малой высоте был нанесен классический бомбардировочный удар группой около 20 русских самолетов. Огонь зенитной батареи четырехствольных 20-мм пушек оказался неэффективным. Немецкие истребители прикрытия выполняли в это время другое задание и находились далеко от места события, о чем наверняка знало русское командование, проинформированное по разведывательным каналам».
Налет действительно получился чрезвычайно эффективным: «Бомбы легли точно на места стоянки самолетов и аэродромные сооружения. После нанесенного бомбового удара русские бомбардировщики вернулись и с бреющего полета произвели штурмовку летного поля. Кроме значительных потерь в личном составе, немцы лишились 10 бомбардировщиков Ju 88, уничтоженных или получивших тяжелые повреждения. После полудня по аэродрому нанесла удар еще одна группа русских бомбардировщиков, а на следующий день был осуществлен очередной налет, во время которого уничтожены 4 немецких бомбардировщика. В результате, I группа понесла невосполнимые потери, так как была укомплектована очень опытными экипажами, и ее перебросили в Восточную Пруссию для пополнения личным составом и материальной частью».
В определенной степени случившееся было «заслугой» немецкого командования, не сумевшего обеспечить истребительное прикрытие бомбардировщиков Ju 88. А советское командование не упустило открывшуюся перед ним возможность и использовало ее с максимальной результативностью.
Проводили в годы Великой Отечественной атаки на вражеские аэродромы не только бомбардировщики, но и советские истребители. Виктор Михайлович Синайский (сайт «Я помню») вспоминал о том, как успешно группа истребителей из полка, где он служил авиамехаником, атаковала немецкий аэродром. Изначально задача была поставлена неудачно:
«Осенью получили задание штурмовать Таганрогский аэродром. Вылететь должна была восьмерка И-16 и несколько ЛаГГ-3. Приказали, как обычно: «Вылет на рассвете, перейти линию фронта там-то и идти на аэродром»».
Но у командования полка возникли сомнения в осуществимости такого плана: «Нас сожгут на подходе. Это не годится».
Удалось добиться изменения плана. Было решено: «Лететь не на рассвете, переходить линию фронта не там, где их ожидают, а отойти в сторону, выйти на Азовское море, зайти на Таганрог с моря, оставаясь невидимыми, и атаковать внезапно. Так и было сделано». Внезапный налет оказался чрезвычайно удачным: «Оставшись невидимыми с берега, пришли на аэродром, когда «Мессера» были раскапочены, техники возились где-то в моторах. Зенитки зачехлены. Совершили несколько заходов. Сожгли 22 самолета. И вернулись домой».
Сейчас для ударов по вражеским аэродромам используется совершенно другое оружие. Но успех по-прежнему зависит от организации операций, внезапности ударов и воинского мастерства тех, кто их осуществляет.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках