Трамп как оправдание
Борис Джерелиевский

Трамп как оправдание

Радикальные реформы «глубинное государство» спишет на возвращение «несистемного президента»

Фееричный провал Байдена в самом начале избирательной кампании США, а затем и неудачное покушение превратили Трампа в фаворита президентской гонки, и теперь мало кто сомневается в его триумфе. При этом паника по поводу его более чем вероятной победы выглядит несколько наигранной.

Есть, конечно, те, кому его возвращение в Белый дом не принесет ничего хорошего. Но, помимо них, для множества персон и структур это событие создаст новые окна возможностей. Речь даже не о сторонниках Трампа, которые ждут награду за верность, но и о тех, кто постарается использовать его приход для крайне болезненных, непопулярных, но при этом назревших и необходимых шагов, а ответственность за их осуществление спихнуть на «несистемного», эксцентричного и, как полагают многие, непредсказуемого политика.

Уже сейчас в западном медиа-поле развёрнута информационная подготовка к осуществлению «Плана Трампа» по Украине и «его же» Проекта реформы НАТО. Оба плана закавычены, поскольку сам Трамп их не озвучивал, и, строго говоря, нет оснований полагать, что они действительно его. Впрочем, большого значения их авторство не имеет, важнее то, что проведение этих изменений становится неизбежной необходимостью вне зависимости от того, кто станет новым президентом. Просто с Трампом это будет выглядеть как корректировка внешней политики США в соответствии с видением нового лидера, а в случае победы Байдена будет восприниматься как поражение Вашингтона.

Строго говоря, заявление Трампа насчет того, как он заставит Киев сесть за стол переговоров, не выглядит реалистичным, что и не преминул дать понять Зеленский. Но и это не имеет значения.

США, конечно, не откажутся от Украины, но «корректировка курса» позволит, во-первых, обнулить все обременительные для них обязательства в отношении этой страны, а во-вторых, переложит основное бремя заботы о ней на европейцев. Даже не столько из экономии, сколько для того, чтобы неизбежный разгром бандеровцев выглядел как неудача Европы, а никак не США.

Ещё в свою прошлую каденцию Трамп заявлял о том, что европейскими делами, в том числе Украиной и «сдерживанием» России, должны заниматься европейцы. В этом и будет заключаться «план Трампа», как уверяют эксперты: отвод большей части сухопутных сил из Европы при сохранении баз в Германии, Великобритании и Турции, военно-воздушного, военно-морского присутствия, а также «ядерного зонтика».

Но, пожалуй, самое главное, о чем говорится, это «двухуровневое членство» в альянсе. Суть его заключается в том, что полноправными членами НАТО будут только те, кто тратит на оборону не менее 2% ВВП, те же, кто не дотянул до этих процентов, не будут пользоваться оборонной поддержкой и гарантиями безопасности со стороны Соединенных Штатов. То есть в отношении этих стран США, как главная военная сила альянса, отказываются выполнять требования пятого пункта устава НАТО о коллективной обороне.

Все это объясняется тем, что США «надрываются», что они не в состоянии бросить все силы на европейский ТВД, когда им необходимо отвечать на вызовы в других регионах – в АТР, на Ближнем Востоке, в Африке и даже в «своей» Латинской Америке. И все это на фоне растущего долга Вашингтона, нежелания американцев идти в армию и слабеющего ВПК, якобы не способного выдерживать конкуренцию с «оборонками» России и Китая.

Определенная доля истины в этих утверждениях есть, но в реальности у США дела совсем не так плохи. Они все еще чрезвычайно сильны, хотя и «вынуждены расставлять приоритеты», а не хвататься за все сразу.

Но ситуация такова, что в силу целого ряда стратегических просчетов Белого дома, допущенных в последние десятилетия, Европа перестала быть для Америки передовым полком и заслоном, призванным защищать США на дальних подступах. Напротив, США, которые на протяжении своей истории предпочитали воевать руками прокси и союзников, вступая в бой, главным образом, на заключительном этапе, когда приходит время делить трофеи, оказались вынуждены обеспечивать безопасность Европы, пусть и от мнимых угроз.

Долгое время в Пентагоне полагали, что в состоянии «решить вопрос» с Россией и с Китаем с помощью молниеносного обезоруживающего удара, для которого не нужны ни танки, ни БМП, ни артиллерия с миллионами снарядов. Однако сегодня там осознали, что мечты эти несколько самонадеянны, концепция поменялась. Можно найти некоторое сходство новых подходов с эпохой холодной войны, но тогда Запад боялся СССР и не хотел с ним воевать. Теперь же Вашингтон реально собирается воевать с Россией, но не сам, а с помощью европейцев. В этом и есть главная идея указанных реформ.

Так, «двухуровневое членство» открывает Окно Овертона, которое в конце концов позволит США, формально оставаясь членом альянса и контролируя его, снять с себя обязательства по совместной обороне, предоставляя союзникам вести войну с нашей страной самостоятельно. А поскольку атомный потенциал Франции не слишком велик (Британия, скорее всего, тоже постарается остаться в стороне от конфликта), то, по расчетам американских стратегов, если эта война даже и выйдет за конвенциональные рамки, то обмен противников ядерными ударами будет ограничен и не создаст для США чрезмерной опасности. 

Данная концепция начала формироваться еще до того, как Дональд Трамп стал президентом, проводилась его предшественниками и его преемником. Неизменность этого курса обеспечивает deep state, не позволяя президентам уклониться от него. Сегодня, когда подготовительная работа в целом завершена, можно переходить к его финальной части, и образ «несистемного» Трампа подходит как нельзя лучше для того, чтобы перевести по крайней мере часть этих приготовлений в публичную плоскость.

Тем более что в Европе уже начали догадываться относительно той роли, что ей готовят, и проявлять беспокойство.