В США задумались над этой проблемой
Откровенный провал антироссийских санкций, которые должны были «обрушить» экономику РФ, вызвал в Соединенных Штатах желание ответить на два вопроса — «кто виноват» и «что делать». Темы эти принято считать традиционными в России, но и в США они актуальны.
В американском издании The Federalist Чак Девор попытался ответить на эти вопросы. Вот в чем, с его точки зрения, причина неэффективности санкций:
«Было подсчитано, что только за декабрь прошлого года из российских портов вышло 196 танкеров с сырой нефтью, причем большинство из них плавали под удобными флагами Панамы, Габона и Либерии. Когда суда проходят у берегов европейских держав, их нередко сопровождают российские военные корабли, а затем они «пропадают» или «уходят во мрак» — отключают транспондеры для перевалки нефти по схеме борт-в-борт или выгрузки ее в портах, где на нарушения закона смотрят сквозь пальцы».
Под «законом», как известно, американцы понимают свои распоряжения, с их точки зрения, обязательные к исполнению на всей Земле.
И на вопрос «что делать» Чак Девор знает ответ. Он обнародовал идею морского грабежа с использованием частных лиц: «Если США всерьез намерены остановить российский теневой флот, им следует рассмотреть старый, но проверенный инструмент: каперство. Возвращение каперов под эгидой Конституции США для борьбы с российским теневым флотом укрепит национальную безопасность».
Каперы (нем. Kaper), корсары (фр. corsaire), приватиры (англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захвата торговых кораблей неприятеля (а иногда и судов нейтральных держав). То же название применяется к членам их команд.
Когда-то европейские государства выдавали каперские грамоты желающим. Эта практика позволяла частным лицам и кораблям захватывать вражеские суда и грузы. Какую-то часть добычи каперы отдавали государствам, которые выдали им каперские свидетельства, часть оставляли себе.
Иван Грозный, военно-морского флота не имевший, во время Ливонской войны выдал датскому подданному Карстену Роде охранную грамоту, в которой было указано: «Силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты». Роде доверие оправдал, и созданная им целая эскадра каперов причинила тяжелый ущерб шведской и польской морской торговле.
В 19 веке от услуг каперов стали отказываться. Согласно Парижской декларации 1856 г., европейские державы, а впоследствии и другие страны, согласились запретить практику каперства. Однако США этот договор так и не ратифицировали. Оставили за собой возможность использовать каперов. Конституция США прямо предоставляет Конгрессу право выдавать каперские грамоты (ст. I, р. 8, п. 11).
Посему Чак Девор считает: «Лучше всего для выполнения каперских задач подходят частные военные подрядчики. Маневренность и оперативные возможности частного сектора дополнят традиционный военный потенциал. Получив законные полномочия захватывать суда за нарушение санкций, каперы смогут удерживать конфискованные активы и выставлять контрабандную нефть на аукцион».
Правда, каперов раньше использовали во время военных действий. А США официально таковых против Российской Федерации не ведут.
Но ведь, по американским представлениям, для них никакие законы и правила не писаны. Что законно и правильно — они сами решат. То, что их не устраивает — нетолерантно и недемократично.
Пока американцы возможность использовать каперов для хищения российской нефти только в прессе обсуждают. Но могут всерьез этой идеей воспользоваться, не задумываясь о том, что она и против них со временем обернется.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках