Необходимы новые рубежи ПВО
Юрий Кнутов

Необходимы новые рубежи ПВО

Это показывает опыт боевых действий на украинском ТВД 

(Продолжение. Начало – здесь)

Второе рождение переживают не только зенитные орудия, но и такие, казалось бы, ушедшие в прошлое устройства, как звукоулавливатели. Раньше это были установки большого размера, на которых служили т.н. «слухачи». Они с помощью гигантских рупоров прослушивали воздушное пространство. Один из слухачей слушал обстановку в воздухе по вертикали, а другой — по горизонтали. В их задачу входило по звуку моторов определить направление полета самолетов, их класс и даже тип, а также примерное количество. В наше время подобные задачи решают специальные компьютеризированные устройства.

На Украине натовские специалисты разместили большое количество компактных звукоулавливающих приборов на вышках сотовой связи. Они способны отслеживать шум, издаваемый моторами определенных типов беспилотных летательных аппаратов. Полученная информация о пролетающем БПЛА передается на пункт управления ПВО, на котором установлен компьютер со специальной программой. По полученным от разных звукоулавливателей данным компьютер выстраивает маршрут беспилотника. Дежурная смена определяет точку, в которой дрон окажется через 15-20 минут. На это место выезжает мобильная группа на легковом автомобиле повышенной проходимости. Машина оборудована крупнокалиберным пулеметом либо специальной турелью сразу для нескольких спаренных пулеметов. Также имеется прибор ночного видения и бинокль. В ряде случаев в группу может включаться стрелок-зенитчик с ПЗРК. При появлении БПЛА по нему открывается огонь из пулеметов и стрелкового оружия, что с минимальными затратами позволяет перехватывать дроны.

Не отказалась украинская ПВО и от опыта Второй мировой войны, а также войны во Вьетнаме. В ходе противовоздушных боев в «Зоне 4» на границе с Южным Вьетнамом северовьетнамские ЗРВ столкнулись с большим временем запаздывания прохождения радиолокационной информации от своих РЛС. Как правило, оно составляло 3–4 минуты. В результате зенитные ракетные дивизионы оказывались под огнем американской авиации. Чтобы свести время обнаружения самолетов США практически к нулю, вьетнамцы развернули обширную сеть постов визуального наблюдения. Они в режиме реального времени точно выдавали информацию о действиях авиации противника. Указывался состав, типы самолетов в группе, построение боевых порядков. Вьетнамские наблюдатели сообщали даже цель полета: разведка, разведка с нанесением ударов или ударные группы с группами обеспечения и прикрытия. Похожую систему сегодня использует украинская ПВО. На постах дежурит 2–3 человека с биноклем, прибором ночного видения и радиостанцией, а также крупнокалиберным пулеметом. При обнаружении цели информация сразу же выдается на КП ПВО. 

Еще одно направление, которое получило в наше время вторую жизнь, это аэростаты. В годы Первой мировой войны привязные воздушные шары с гондолой для наблюдателя широко применялись для ведения разведки за противником. Во время Второй мировой войны аэростаты, закрепленные на тросах, использовались для защиты важных объектов от вражеских бомбардировщиков. Висящий на 4-километровой высоте тандем из аэростатов вынуждал самолеты противника подниматься еще выше, что резко снижало точность бомбометания. В 1970 г. во время «войны на истощение» между Египтом и Израилем военные летчики из СССР помогали оборонять воздушное пространство египтян, и аэростаты заграждения круглосуточно прикрывали аэродромы базирования советских истребителей МиГ-21. Уже в то время аэростаты заполнялись не горючим водородом, как во время двух мировых войн, а инертным газом, да и оболочка изготавливалась из материалов, способных к самозатягиванию небольших пробоин.

В наши дни аэростаты заграждения с закрепленными между ними сетями из кевлара или других прочных материалов могли бы защищать предприятия энергетики, нефтепереработки, заводы ВПК и другие военные и гражданские объекты. Как и в годы Великой Отечественной войны, аэростаты вынуждали бы дроны противника подниматься на высоту несколько сот метров, где они становились бы легкой целью для зенитных средств и комплексов ПВО.

Современные аэростаты часто представляют собой комбинацию 2-х воздухоплавательных аппаратов – аэростата и воздушного змея, что намного упрощает их удержание в воздушном потоке. Система получила название «геликит» или аэростатно-змейковая (аэростатно-кайтовая). Её разработала британская компания Allsopp Helikites Ltd. На таких аэростатах-гибридах часто размещают антенны мобильной связи, видеокамеры на гиростабилизированных платформах и другую радиоаппаратуру. Военные устанавливают на геликиты антенны ретрансляторов или РЛС, аппаратуру видеонаблюдения. Оболочка современных аэростатов представляет собой камеру большого объема, изготовленную из нескольких полимерных и композитных материалов, которые должны иметь высокую прочность, не пропускать гелий и обладать долговечностью. Киль аэродинамической формы исполняет роль воздушного змея и производится из углеродного волокна. Он обладает подъемной силой и помогает противостоять ветру. Геликиты обычно поднимают на высоту, недосягаемую для поражения разными видами стрелкового оружия.

Широкую известность получила история с китайским воздушным шаром, который пролетел почти через всю территорию США. Его маршрут проходил над командным пунктом, штабом и базой межконтинентальных баллистических ракет, аэродромом стратегической авиации и местами дислокации комплексов ПВО.

По предположению американцев, огромный шар с оптикой и электронным оборудованием, работающим от солнечных батарей, якобы был способен с высоты 20 км фотографировать объекты на земле и в режиме онлайн передавать их изображение на спутник. После неоднократных попыток Пентагону с большим трудом удалось сбить воздухоплавательный аппарат из Поднебесной. Для этого с Аляски перегнали 4 высотных истребителя F-22 «Raptor» и специально переделали ракеты «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения. 4 февраля 2023 г. над Атлантическим океаном шар наконец-то был уничтожен. Модернизированная ракета смогла навестись на нагретый солнечными лучами участок его оболочки.

Несмотря на скандал с китайским воздушным шаром, Вашингтон уже десятки лет использует воздухоплавательные аппараты для шпионских миссий. В 1956 г. был начат проект WS-119L или Genetrix («Родительница», это второе имя богини Венеры). Он предусматривал сбор разведывательных данных над территорией СССР, странами Восточной Европы и Китая. Всего США запустили около 500 шпионских воздушных шаров. Американские аэростаты вели фотосъемку и проводили запись радиосигналов по всему маршруту полета от западной части Советского Союза до его восточных рубежей. В целом американцам удалось охватить площадь примерно в 3 млн кв. км. Высота полета аэростатов колебалась от 10 до 30 км, скорость достигала 30 м/с, что сопоставимо с ураганным ветром. Сброс герметичного контейнера со шпионскими сведениями осуществлялся над Тихим океаном, где его в воздухе перехватывал специальный самолет или подбирала из воды поисковая команда.

Кроме разведывательных целей, Пентагон уже больше 20 лет использует аэростаты для решения задач радиолокационной разведки. Оборудованные радиолокационными станциями воздухоплавательные аппараты осуществляют охрану южной и морской границы Соединенных Штатов. Благодаря большой высоте, а она может быть от сотен метров до нескольких километров, станции видят намного дальше, чем РЛС, расположенные на земле. Наиболее известна американская система JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System — общевойсковая сетевая система датчиков раннего предупреждения о ракетном нападении) компании Raytheon. Система радиолокационных средств аэростатного базирования интегрирована в межвидовую систему противоракетной обороны США. Она предназначена для обнаружения на большой дальности низколетящих крылатых ракет класса «воздух — поверхность» или «поверхность — поверхность» и выдачи радиолокационной информации для средств ПВО. Высота размещения аэростатов составляет от 3 до 4,5 км.

Основной частью воздухоплавательной системы является аэростат с антенной и минимальным комплектом приемо-передающей аппаратуры, размещенной в специальной гондоле. На земле находится якорная станция, к которой тросом крепится аэростат. От антенны по оптическому кабелю информация о воздушной обстановке передается на землю в кабину управления. Затем полученные данные обрабатываются и передаются на вышестоящий командный пункт для использования по предназначению.

С 2003 г. американская армия в Ираке и Афганистане использовала около 66-ти аэростатов системы постоянного обнаружения угроз (PTDS). Они использовались для обеспечения безопасности передвижения наземных конвоев и сбора разведывательной информации о противнике.

Системы радиолокационных средств аэростатного базирования, кроме США, использует целый ряд других стран. В конце августа 2017 г. американское правительство передало командованию военно-морской базы Леовигильдо Гантиоки в Сан-Антонио, Замбалес, Филиппины систему привязных аэростатов класса 28M (TARS). Филиппинские военно-морские силы применяют ее для наблюдения за кораблями ВМФ Китая. Аэростаты системы TARS (привязная аэростатная радиолокационная система) компании Lockheed Martin устойчивы при ветре скоростью до 120 км/ч. Эксплуатационная готовность TARS в среднем составляет более 98%.

Еще одной страной, использующей аэростаты с РЛС, стал Израиль.  С 2022 г. он применяет аэростатную систему Sky Dew («Небесная Роса»), которая включает два аэростата с РЛС противоракетной обороны. Система способна обнаруживать цели на дальности до 250 км и обеспечивает информацией о воздушной обстановке комплексы ПВО Iron Dome («Железный купол»). Один аэростат расположен на юге страны, другой находился на северо-востоке. 

15 мая 2024 г. аэростат, расположенный недалеко от города Тверия на северо-востоке Израиля, был сбит беспилотником «Хезболлы». Однако благодаря большому объему оболочки его удалось опустить возле наземной якорной станции.

В 2024 г. Польша закупила у США четыре аэростата типа Barbara, которые в 2025 г. разместят на восточной и северо-восточной границах страны. По мнению польских военных, это позволит с высоты 4 км наблюдать за российской и белорусской территорией. По данным Минобороны Польши, аэростаты смогут обнаруживать ракеты, самолеты, беспилотники и плавучие средства в радиусе более 300 км.

Приведенные примеры говорят о том, что радиолокационные средства аэростатного базирования на сегодняшний день очень востребованы. Их использование является актуальным и для России. Размещение подобных систем на высоте 3-4 км и удалении от линии боевого соприкосновения на 100-200 км позволяет своевременно обнаруживать различные типы аэродинамических целей противника, включая беспилотники и крылатые ракеты. Как и в годы Великой Отечественной войны, аэростатным комплексам необходимо зенитно-артиллерийское, а в наше время зенитно-ракетное прикрытие, которое должно обеспечивать их безопасность от возможных атак дронов.

Но в любом случае, использование аэростатных радиолокационных систем гораздо дешевле, чем применение самолетов ДРЛО или большого количества наземных РЛС, которые обеспечат такое же маловысотное радиолокационное поле как одна радиолокационная станция на аэростате.  

Но, пожалуй, самым главным средством борьбы с БПЛА является не какое-то «чудо-оружие», а комплекс различных мер, которые объединяются в рубежи ПВО. Последние включают радиолокационные станции, системы РЭБ, зенитные артиллерийские средства, зенитные ракетные комплексы, различные ложные позиции, истребительную авиацию, вертолеты, оборудованные специальными прицелами и авиационными пушками. 

Такие рубежи создавались еще в советское время сразу же после того, как 1 мая 1960 г. под Свердловском (Екатеринбургом) был сбит самолет-шпион U-2, пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. По результатам его уничтожения руководством СССР было принято ряд решений по укреплению системы ПВО. Главное из них касалось ускоренного перевооружения Войск ПВО страны на зенитные ракетные комплексы.

С целью предотвращения нарушения воздушного пространства  с южного направления приказом главнокомандующего Войсками ПВО страны в период с 6 по 19 сентября 1960 г. был создан зенитный ракетный заслон из 55-ти дивизионов С-75 протяженностью 1340 км от Сталинграда (Волгоград) до Орска и Сары-Шагана.

В соответствии с решением Военного совета Войск ПВО страны от 14 ноября 1960 г. для прикрытия с южного направления к началу 1962 г. был создан второй зенитный ракетный рубеж. Он проходил от Красноводска (Туркменбаши, Туркмения) до Аягуза (Аягоз, Казахстан) и имел протяженность 2875 км. Этим же документом предусматривалось создание смешанных группировок на рубежах: Рига — Калининград — Каунас (20 дивизионов С-75 и 25 дивизионов С-125); Вильнюс — Лида — Кобрин (9 дивизионов С-75 и 12 дивизионов С-125). По Черноморскому побережью на рубеже Поти — Керчь — Евпатория — Одесса развертывалось 48 дивизионов.

С созданием рубежей зенитной ракетной обороны сохранялись группировки зенитных ракетных войск по прикрытию важных административных, экономических и военных объектов. С этого момента группировка зенитных ракетных войск в системе ПВО страны приобрела зонально-объектовый характер.

Основываясь на военно-историческом опыте, и в наше время для защиты территории РФ необходимо создавать рубежи от Черного до Балтийского морей. Они должны не только противостоять беспилотникам, но и крылатым, а также баллистическим и гиперзвуковым ракетам. Задача эта трудоемкая, требующая больших финансовых и человеческих ресурсов, но без ее решения обеспечить безопасность российских городов, военных и промышленных объектов будет невозможно.