Жизнь стала комфортнее, увлекательнее, и, очевидно, сложнее. Мир «уже не тот», поскольку технологии развиваются быстрее, чем самые смелые мечты обычных людей. Например, специалист, занимающийся обучением машин распознаванию изображений, заявляет, что машины уже способны обходиться без водителей. Однако возникает закономерный вопрос: готовы ли к этому сами люди?
Очевидно, что он говорил о практической стороне вопроса, имея в виду инфраструктуру, законодательную базу, логистику. Интереснее другое: если мир за последний век стал на множество порядков сложнее, то насколько изменился сам человек? На сколько он стал более адаптивным и вырос ли интеллектуально? Или, несмотря на все достижения, люди остались прежними — с теми же древними страхами, ограничениями и не всегда успевающими за прогрессом в сознании?
О среднестатическом IQ
Чтобы разобраться в тонкостях и нюансах интеллектуального развития, рекомендуется детально изучить эволюцию IQ и феномен Флинна. Существуют значимые для оценки умственных способностей человека, достижения психологии, получившие применение на практике. Здесь подразумеваются тесты на оценку интеллекта, или так называемые IQ-тесты.
В социуме с развитыми социальными лифтами оценивание интеллектуальных параметров демонстрирует явное сочетание IQ со стабильным доходом и благосостоянием личности. Также есть исследования, подтверждающие взаимосвязь между высоким средним уровнем IQ населения и экономическим процветанием страны. Соответственно, сейчас коэффициент интеллекта остается одним из ключевых факторов оценки когнитивных способностей людей в целом и по отдельности.
Динамика интеллекта: от прогресса к парадоксу
В конце прошлого века возник необычный феномен — рост средних показателей IQ в обществе. Это событие отметили представители научного сообщества. Его назвали эффектом Флинна, и он, фактически, вошел в историю. Феномен демонстрировал очень значительный разрыв между поколениями. Получилось, что типичные результаты одного человека из середины 20-го века в трактовке современных тестов можно было приравнять к пограничному показателю умственного развития.
Именно это кажется странным, поскольку известно, что именно это поколение людей заложило базовые основы в начало технологического прогресса. Итак, чем же причина такого расхождения? Создатель феномена Джеймс Флинн предлагает подходящее объяснение: физиологические способности мозга остались прежними. Однако люди развили навыки, которые можно считать критически важными для ориентации в современных реалиях.
Флинн заявил, что ключевой точкой определения феномена стало появление абстрактного мышления. Подразумевается, что люди научились оперировать и разбираться в сложных концепциях за пределами конкретного контекста. Известно, что именно эти факторы когнитивной деятельности оцениваются в IQ-тестах. Поэтому, современные люди начали демонстрировать принципиально иные результаты интеллектуального развития.
Феномен Флинна становится невостребованным
Через определенное время наметилось угасание эффекта Флинна, а интеллект и креативность стали другими именно в цифровую эпоху. Изменением динамики феномена началось в 2000-х годах. В этот период «вылезла» новая «проблема» — замедление роста IQ у населения. При этом в некоторых странах появилось его явное снижение. Что казалось еще более странным, тенденция падения уровня IQ затронула склонность к креативности, которая также упала.
В 2011 году в колледже William & Mary было проведено исследование, которое охватило 300 000 тестов Торренса. Итоги научной работы продемонстрировали, что коэффициент креативности (CQ) у представителей американской молодежи почти полностью притормозился. При этом он уже начинал падать примерно с 1990-х годов и ускорился в снижении в начале нулевых.
В чём причина?
Главным «виновником» обычно называют цифровые технологии. То есть, компьютеры, телевизоры и общее доминирование аудиовизуальной культуры в обществе. Когда-то коммуникация и обучение строились на вербально-письменной основе, требующей концентрации и абстрактного мышления. Теперь же эти методы вытесняет клиповое восприятие мира. Современные пользователи предпочитают смотреть короткие видео вместо длинных текстов — это утверждение подтвердит любой маркетолог. Пока возрастные люди разыскивают информацию в Википедии, молодое поколение уже переключилось на мессенджеры или YouTube.
Последствия и перспективы
Сейчас российская наука лишь начинает изучать эту проблему. Активное обсуждение наблюдается у философов, культурологов и педагогов. Вероятнее всего, трансформация мышления является естественной реакцией на изменения среды. Оно имеет не только минусы типа снижения концентрации, но и плюсы — например, развитие многозадачности. В будущем тесты на интеллект, скорее всего, будут адаптированы к новым жизненным реалиям. Но пока факт не изменен: когнитивные способности меняются, и пока это происходит не в сторону улучшения и роста.
Еще один фактор ослабления эффекта Флинна
В 2008 году появилась новая, и, достаточно революционная гипотеза. Ее предложил известный исследователь Ричард Линн, он утверждал, что эффект Флинна, указывающий на повышение IQ в XX веке, скрывает совсем противоположную тенденцию. В гипотезе Линна речь шла о дисгенезисе, что означало постепенное ухудшение генетического потенциала в разных слоях общества.
Что такое дисгенезис?
Здесь стоит вернуться к евгенике XIX века. Её основоположник Фрэнсис Гальтон уже поднимал подобную проблему, когда призывал обратить внимание на наличие демографического дисбаланса. То есть, он акцентировал внимание на высокой рождаемости среди малообеспеченных слоев населения, при этом наблюдалась низкая фертильность у представителей образованной элиты. Гамильтон говорил, что это явление стало причиной снижения адаптивных способностей к переменам у всего человечества.
Современные ученые уверенно отвергают идею врожденного превосходства в контексте отдельных социальных слоев. Но все-таки, игнорировать роль наследственных факторов в формировании когнитивных способностей у любого человека невозможно. Поэтому, обозначенная Гамильтоном проблема приобрела новое звучание и смысл теперь уже в XX веке.
В исследованиях наметилась обратная пропорциональная зависимость между уровнем IQ и рождаемостью. Было зафиксировано, что у более образованных людей рождается меньше детей, а в социально неблагополучных семьях количество потомков остается планомерно высоким. Через время (1990-е годы) эту же закономерность отметил и подтвердил Ричард Линн.
Пути решения для сохранения и развития интеллекта
В научной среде возникли закономерные вопросы. Например, ученые задумались, что все это может значить для человечества в целом и для каждого человека в отдельности? Как решить проблему поколения наших детей, если интеллектуальность окажется ниже, чем у предков — прабабушек и прадедов? Можно ли считать высокий уровень IQ гарантией счастья и жизненного успеха?
Очевидно, что пока цифровая и визуальная революция не развились до уровня изменения мира до неузнаваемости. Поэтому, для людей все также будут действовать уже известные закономерности, а высокий интеллект будет соответствовать успехами в учебе, эффективность в работе человека на сложных профессиях. По идее, вся эта тенденция сохранится относительно заключения ранних браков, разводов, соотношения интеллектуального развития, с уровнем дохода и вероятности попадания условно «неграмотных» людей в неприятные ситуации.
Современные решения
Современные исследователи потратили годы для выяснения, насколько интеллект наследуется или же он формируется под влиянием среды и социума. Споры о деталях до сих пор продолжаются, однако в главном вопросе мнения сходятся: интеллект зависит и от генетики, и от окружения. Например, профессор MIT Дэвид Паркенс, изучавший искусственный интеллект, а затем посвятивший себя педагогике, предложил свою модель. Он разработал теорию «интеллектуальности, поддающегося научению». Ученый выделяет три его типа:
- Нейронный интеллект заявляет о наличии врожденных способностей, изменить которые очень сложно.
- Практический интеллект связан с накопленными знаниями и жизненным опытом.
- Рефлексивный интеллект — это возможность управлять своими когнитивными ресурсами и самостоятельно выбирать стратегии мышления.
Эти виды интеллектуальности по теории Паркинсона стоит рассмотреть более подробно в плане функциональности.
Нейронный
Здесь подразумевается умение мозга воспринимать и обрабатывать информацию на врожденном (биологическом) уровне. Такой тип IQ управляет базовыми когнитивными процессами, которые указывают на восприятие окружающего мира, память, распознавание образов, быструю адаптацию к любым переменам. Функциональность нейронного «ума» основана на нейропластичности. То есть, человек (или нейросеть) умеет выявлять и фиксировать новые условия и адекватно на них реагирует — адаптируется и развивается с учетом этих реалий.
Практический
К этому виду интеллекта относится так называемая житейская смекалка. Ее всегда определяют наличием умения эффективно решать стандартные повседневные задачи. Подобные навыки помогают быстро находить нестандартные решения, применять подручные средства и знания в реальных жизненных ситуациях. В отличие от нейронного «собрата», практические навыки развиваются благодаря накоплению опыта и ведению наблюдений.
Рефлексивный
К этому типу интеллектуального развития по Паркенсу относится самоанализ и осознанность. Рефлексивный маркер формирует:
- способность к оценке собственных мыслей и действий;
- возможность изменения собственного поведения на основе выводов;
- умение делать правильные прогнозы последствий самостоятельно принятых решений.
Такой тип интеллектуальности очень важен для обучаемости, эмоционального регулирования поведения, личностного роста.
Синергия: обобщенное сочетание
Взаимодействие нейронного, практического и рефлексивного IQ определяет общую гибкость мышления. Например, нейронный параметр обеспечивает скорость обработки данных, практический помогает применять их в деле, рефлексивный — избежать ошибок через анализ. Развитие всех трех аспектов усиливает когнитивные способности человека в целом.
Исследуя себя и применяя техники обучения, люди смогут развивать интеллектуальные возможности. Ушаков когда-то писал: «Тест и его результаты — не приговор, а показатель на текущий момент. Он во многом зависит от усилий, вложенных в образование и интеллектуальную активность».
Что отличает успешных людей от неуспешных?
Исследования Лаборатории HT Lab показали, что топ-менеджеры чаще демонстрируют высокие результаты в тестах на кристаллизованную интеллектуальность, который говорит о наличии тематических знаний, эрудиции, лексики. При этом тест на флюидный интеллект, определяющий способности к работе с новой информацией, выдает средние результаты.
То есть, решающую роль играет не столько врожденный ум, сколько накопленный профессиональный и жизненный опыт. Кроме того, среди представителей руководящего звена чаще всего встречались любознательность и готовность брать ответственность за других. Подобные качества однозначно относятся к рефлексивному интеллекту.
Фактор успеха
Важно понимать, что интеллект не является единственным и самым мощным фактором успеха. Очевидно, что связь между IQ и достижениями есть, но, она не является линейной. Заметная зависимость прослеживается только в таких случаях:
- Люди с исключительно высоким интеллектом быстрее усваивают новое и чаще добиваются успеха.
- Тем, кому когнитивные задачи даются с трудом, сложнее соответствовать современным требованиям.
Остальные тестируемые находятся где-то посередине. Поэтому, здесь решающими триггерами становятся: мотивация, характер, условия работы.
Практический пример
В Лаборатории HT Lab проводилась независимая экспертиза с участием двух кандидатов. Оба показали слабые результаты на интеллект, но их реакции на тест различались. Кандидат №1 обвинял тесты, искал оправдания. Кандидат №2 спокойно признал, человек не может быть талантлив во всем. Он сделал акцент на своих сильных сторонах — например, умении собирать команду профессионалов и организовывать рабочие процессы. Этот пример хорошо показывает, что осознание своих возможностей и работа над ними являются более важными, чем абстрактные баллы в тестах на интеллектуальность. Однако без тестирования и профессиональной оценки выдаваемых результатов все-таки не обойтись.
Главный вывод
Оценка не является инструментом осуждения, даже если тестирование выдает средние и низкие результаты. Тест — это источник самопознания, который помогает разобраться в своих сильных сторонах, развить рефлексивный интеллект и осваивать новые рубежи.
Тестирование для сотрудников в компании HT Lab поможет осознать свои интеллектуальные возможности, и, вероятно, раскроет потенциал соискателя. Согласно информации данной статьи, оценка уровня IQ поможет выявить реальные склонности человека к выбранной профессии. Она поможет сделать «работу над ошибками», развить ум, осознанность и получить работу своей мечты. Кто знает — возможно, тест станет первым шагом на пути к прорыву в карьере или принятию себя?
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках